Штангоуловитель для токоприемников троллейбусов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1.тТАНГОУЛОВИТЕЛЬ ДЛЯ ТОКОПРИЕМНИКОВ ТРОЛЛЕЙБУСОВ, содержащий барабан с канатом, соединенным с токосъемным башмаком токоприемника, привод барабана в виде злект- . родвигателя со схемой питания, о'тличающийся тем, что, с целью повьпиения надежности работы, он снабжен инерционным механизмом.выполненным в виде маховика, насаженного на вал барабана и взаимодействующего с контактами, включенными в цепь злектросхемы питания злектродвигателя, в которую дополнительно введены 'контакты реле минимального тока, включенного в силовую цепь, и злемент задержки злектрического С21гнала.2.Штангоуловитель по п.1,о т л ич а ю щ. и и с я тем, что, с целью возможности регулировки чувствительности срабатывания, инерционный мех?Шиэм снабжен демпфирующим регулятором инерционных тел, выполненным, например, в виде стяжной пружины с натяжным винтом.
ВОоосю;,, -.--;л
ИмФнтчб- "" . - =-< ЕмйймФ j >>а i ", я
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
NNBWNl
РЕСПУБЛИК (19) (И) зЮ В 60 L 5/30
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Ф%
° °
° °
ЪФ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
В (21) 1156494/24-07 (25) 1481109/24-7 (22) 03.05.67 (46) 15,11.84.Бюл.Nii 42 (72) А.М.Кузнецов и А.Я.Морозов (71) Троллейбусный завод им.Урицкого (53) 621.336.63(088.8) (54)(57) 1.ШТАНГОУЛОВИТЕЛЬ ДЛЯ ТОКОПРИЕМНИКОВ ТРОЛЛЕЙБУСОВ, содержащий барабан с канатом, соединенным с токосъемным башмаком токоприемника, привод барабана в виде элект, родвигателя со схемой питания, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности работы, он снабжен инерционным механизмом, выполненным в виде маховика, насаженного на вал барабана и взаимодействующего с контактами, включенными в цепь электросхемы питания электродвигателя, в которую дополнительно введены контакты реле минимального тока, включенного в силовую цепь, и элемент задержки электрического сигнала.
2.Штангоуловитель пв п. 1,о т л ич а ющ,и и с я тем, что, с целью возможности регулировки чувствительности срабатывания, инерционный механизм снабжен демпфирующим регулятором инерционных тел. выполненным, например, в виде стяжной пружины с натяжным винтом, 422214
Изобретение относится к электрическому городскому транспорту и может быть использовано преимущест-, венно в троллейбусах.
Штангоу.товители для токоприемников троллейбусов .известны.
Целью изобретения является уменьшение величины подъема головки токоприемника над контактной сетью при ее сходе, а следовательно, уменьше- 10 ние опасного пути троллейбуса и повышение надежности работы. Это достигается тем, что штангоуловитель снабжен инерционным механизмом, выполненны . в виде маховика, наса- 15 женного на вал барабана и взаимо" действующего с контактами, включенными в цепь электросхемы питания электродвигателя, и элементом за" держки электрического сигнала при 2D отсутствии напряжения в контактной сети в виде конденсатора, включенного в электросхему питания.
В предложенном штангоуловителе ось барабана, наматывающего канат, 25 служащий для притягивания штанги, выполнена отдельно от оси электродвигателя, являющегося приводом штангоуловителя, и расположена соосно с ним. Соединяются эти оси храпо- Зр вым механизмом только во время рабочего хода штангоуловителя.
На противоположном от электродвигателя конце вала барабана установлен инерционный механизм, на кото35 ром, в свою очередь, размещен короткоходовой нормально разомкнутый контакт, замыкающийся от рывка каната при сходе головки токоприемника с контактного провода. Это является одной иэ команд для начала работы электродвигателя штангоуловителя.
С целью возможности регулирования чувствительности работы инерционного механизма его инерционные элемен-! ты имеют стягивающую их пружину с винтом регулировки ее натяжения. В электросхеме штангоуловителя имеется токовое реле, обмоткой которого является существенный на троллейбусе радиореактор, последовательяо вклю- ченный в цепь высокого напряжения.
Контакт TQKoBOro реле нормально разомкнут. В высоковольтной сети все время имеется ток в связи с постоянной работой вспомогательного двигателя троллейбуса.
Второй командой для начала работы электродвигателя штангоулови2 . теля является:отсутствие высокого напряжения в сети троллейбуса, когда контакты токового реле замкнуты.
Но поскольку команда контакта инер" ционного механизма и команда токового реле могут не всегда подаваться в одно и то же мгновение, а могут быть растянуты во времени на какието доли секунды, в электросхеме установлен контур задержки электрического сигнала.
Такое выполнение штангоуловителя позволяет уменьшить величину подъема головки токоприемника над контактной сетью 0,09-0,25 и и величину опасного пути троллейбуса до
0,42-1,32,ì.
На фиг.l изображен штангоуловитель; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг, 3 — инерционный механизм с электроконтактами; на фиг.4 — то же вид сбоку; на.фиг, 5 — электросхема штангоуловителя, установленного на троллейбусе; на фиг.6 - принципиальная электрическая схема штангоуловителя; на фиг. 7 — механизм сце-тления вала электродвигателя с валом барабана; ка фиг. 8 — разрез А-А на фиг.7.
Предлагаемый штангоуловитель имеет электродвигатель 1, к крышке 2.; которого кренится корпус 3 штангоуловителя. На валу 4 электродвигателя неподвижно насажен механизм сцепления этого вала с валом барабана. Механизм сцепления включает в себя рычаг 5, шпанку 6, маховик 7, свободно сидящий на рычаге 5, две собачки 8, сидящие на осях 9, кото-, рые, в свою очередь, закреплены неподвижно в маховике 7.
На втулке маховика свободно насажено кольцо-фиксатор 10., на котором неподвижно закреплены два штифта ll. В рычаге 5 имеется соответственно два отверстия 12, в них в нагруженном для работы положении входят укаэанные штифты 11. На конце втулки 5 закреплен храповик 13, взаи-. модействующий с собачкой 14, ось которой закреплена на крьпике 2 электродвигателя1.
3а хвостовую часть каждой собачки 8 держатся пружины 15 вторым концом эти пружины зацеплены эа упоры 1Ь, которые расположены неподвижно на маховике ?. К крышке 2 шарнирно прикреплен рычаг 17 с пружиной 18, поджимающий кольцо-фикса3 4222 тор 10 к маховику 7. Один конец рычага 17 выходит через прорезь в корпусе 3 за его пределы и служит для выведения из зацепления вала электро": двигателя с валом барабана. 5
Соосно с валом 4 электродвигателя 1 на подшипниках 19 (см.фиг.l) установлен вал 20 барабана 21. Подшипники 19 находятся в основании 22, которое болтами 23 крепится к кор- ip пусу 3 штангоуловителя. Внутренний подшипник 19 расположен в крышке 24, которая болтами 25 крепится к основанию 22. В кольцевой полости, образованной основанием и крьппкой 24, размещена ленточная пружина, служащая для выбора слабины каната 26.
Один конец пружины упирается в уступ вала 20 барабана 21, второй конец жестко закреплен в крышке 24, На валу 20 на шпонке 27 насажен барабан 21. На конце вала 20 закреплен храповик 28. На барабан 21 наматывается канатик 26. На другом конце вала 20 на шпонке 29 (фиг.1 и 6) насажен фланец 30 инерционного механизма. На фланце 30 при помощи подшипника 31 установлен маховик 32, в котором закреплена изоляционная плитка. На плитке установлена направ->О ляющая, внутри которой находится пружина 33, подпружинивающая планку подвижного контакта 34.
В маховик 32 запрессован упор 35, входящий в ограничительный паз 36 фланца 30. На, фланце 30 имеется стойка 37, через. отверстие в которой .проходит натяжной винт 38 пружины 39.
Последняя одним концом закреплена на 4О натяжном винте 38, а другим держится за упор 35. Натяжение пружины 39 регулируется гайкой 40. В центральное отверстие фланца 30 своим буртом вхо;ит втулка токосъемника 41. На нее 45 напрессована изоляционная втулка 42, на наружной поверхности которой закреплены два изолированных друг от друга токосъемных кольца 43, в соприкосновение с которыми входят щетки 44, 5р закрепленные в кронштейне щеткодержателя, который прикреплен к основанию 22 (фиг. 1). Втулка токосъемника 41 крепится к фланцу 30 винтом
45, а к самой втулке двумя винта- 55 ми 46 присоединен контактодержатель 47, в котором закреплены два контакта м8, 14 4
Штангоуловитель имеет следующую электрическую схему (см. фиг. 5 и 6).
К низковольтной сети троллейбуса через предохранитель 49 и контакт 50 подключен электродвигатель 1 штангоуловителя, а через предохранитель 51 - схема управления, .состоящая из электромагнитного реле 52 с двумя обмотками и контактами
53-56, конденсатора 57, токового реле 58, выключателя 59 управления схемой, выключателя 60, принудительного снятия штанги, концевого выклю" чателя 61 служащего для отключения электродвигателя 1 в тот момент, когда штанга притянута на определенное расстояние в крышке троллейбуса, В схему управления входят также катушка 62 и контакт 48 инерционного механизма.
Работает штангоуловитель следующим образом.
При срыве головки токоприемника с контактного провода 63 во время своего движения вверх штанга натягивает канат 26 и передает рывок на барабан 21 (см.фнг.l), к которому канатик прикреплен вторым своим концом. Этот рывок, направленный на поворот барабана, приводит к отклонению маховика 32 (фиг.l,3) на некоторый угол относительно барабана 21„ вала 20 и фланца 30. При этом планка подвижного контакта 34 входит в соприкосновение с контактами 48.
В результате одна иэ обмоток электромагнитного реле 52.оказывается под напряжением, вследствие чего контакты 53,55,56 замкнутся, а контакты 54 разомкнутся. Если в этот момент высокое напряжение по -прежнему будет в обмотке токового реле 58, т.е. будет иметь место лишь рывок штанги 64 беэ схода головки токоприемника с контактного провода 63, то контакт токового реле 58 не замкнется, и катушка 62 не получит питания.Следовательно, и электродвигатель 1 не начнет работать. Останется по-прежнему обесточенной и вторая обмотка реле 52 (удерживающая). Первая обмотка реле 52 будет под напряжением до тех пор, пока не разрядится конденсатор 57. Такая задержка в поддержании напряжения в цепи первой обмотки реле 52 нужна для обеспечения cosпадения по времени включения токового реле 58 и контактов 34 и 48
2214
Э 42 инерционного механизма. В случае, если при наличии рывка головка токоприемника сошла с контактного провода, и высоковольтное напряжение отсутствуе, контакты токового реле 58 замкнутся. Через контакт 55 реле и конечный выключатель 61 на катушку 62 поступит напряжение от низковольтной сети троллейбуса. Оказавшись под напряжением, катушка 62 замкнет контакт 50> и электродви" гатель 1, оказавшись также под напряжением, начнет работать. При пуске электродвигателя 1 рычаг 5 (фиг.5), сидящий на валу 4 электродвигателя, поворачиваясь вокруг своей оси, нажимает на хвостовики собачек 8, поворачивает их вокруг осей 9 и вводит в зацепление с храповиком 28. В результате этого вал 20 приходит во вращение вместе с барабаном 21. Последний, вращаясь, наматывает натяжной канат 26, опуская тем самым штангу 64 до тех пор, пока не сработает концевой выключатель 61. Срабатывая (размыкаясь) концевой вык" лючатель обесточивает катушку 62, которая, в свою очередь, размыкает контакты 50, останавливая электродвигатель 1. Барабан 21 от обратного поворота под воздействием штанги 64 удерживается храповиком 13 и собачкой 14.
Водитель перед постановкой штанги на контактный провод должен во избежание ложного срабатывания штан-!
О гоуловителя отключить его, разомкнуй .контакты выключателя 59. При постановке штанг в рабочее положение нужно слегка ослабить натяжение каната 26 и рычагом 17 вывести штиф15 ты !1 из отверстий 12 рычага 5. Пружины- 15 выведут собачки 8 из зацепления с храповиком 28 . После этого можно ставить головки штанг на контактный провод. При необходимости
20 водитель может опустить штанги, не сходя со своего рабочего места, для этого ему нужно замкнуть контакт выключателя 60, при этом оказывается под напряжением катушка 62, котоÌ ðàÿ çàìûêàåò êîíòàêòû 50 и включает электродвигатель 1, Приоритет по п.2 исчислять с 12.10.1970.
422214
А -А
Редактор й. Горькова Техред А. Бабинец Корректор E. Сиро хман
Заказ 8932/2 Тираж 656 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4!5
Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4