Устройство для разогрева аккумулятора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е (111 424261

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕПЬСТВУ

Союз Советсних

Социалистических

Реслублин (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 03.12.71 (21) 1720792/24-7 (51) М. Кл, H 01гп 45. 02 с присоединением заявки ¹ 1720350/24-7

Гасударственный комитет

Совета Мииистров СССР по делам изооретеиий и открытий (32) Приоритет

Опубликовано 15.04.74. Бюллетень М 14

Дата опубликования описания 08.10.74 (53) УДК 621.355.1 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. С. Моин, В. А. Цишевский и Н. Н. Лаптев (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗОГРЕВА АККУМУЛЯТОРА

Изобретение относится к системам электропитания транспортных средств и промышленных установок, использующих аккумулятор в качестве первичного источника питания.

Известны устройства для разогрева аккумулятора путем пропускания через электролит переменного тока. Однако подобные устройства требуют применения внешнего источника для разогрева и имеют большой объем.

Предлагаемое устройство, с целью обеспечения автономности и уменьшения веса и габаритов, содержит бестрансформаторный двухтактный ипвертор, выход которого подключен к дросселю, а цепь питания инвертора соединена с зажимами аккумулятора.

Кроме того, устройство, с целью снижения расхода энергии аккумулятора на разогрев электролита, снабжено дополнительным дросселем, подключенным через диод к зажимам аккумулятора, а через управляемый переключатель — к зажимам источника подзаряда.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема предлагаемого устройства; на фиг. 2— диаграмма токов; на фиг. 3 — предлагаемое устройство с дополнительным дросселем; а фиг. 4 — схема инвертора в двух вариантах выполнения.

В предлагаемой схеме дроссель 1 имеет отвод от средней точки обмотки, соединенный из зажимов 31iKy»y t1 11 TDI1 2. Кр а йнпс выводы обмотки дросселя соединены с другим зажимом аккумулятора через управляемые вентили 3, шунтнрованные возврат5 ными диодами 4.

В качестве вентилей могут использоваться транзисторы, показанные на фпг. 1, тпристоры с принудительной коммутацией пли любые другие полностью управляемые переключа10 тели.

Для разогрева вент11ли противоположны.: плеч схемы поочередно чсрез полпериода частоть1 управления переключаются, нагружая аккумулятор 2 реактивным током L дроссе15 ля 1 (см. фпг. 2 а). Прп этом четверть периода (см. фпг. 2 б) ток из дросселя поступает в аккумулятор, заряжая его i»;, а следу1ощую четверть периода ток поступает в дроссель, производя накапливание в ем реактивной

20 энсргип и разряжая прп этом аккумулятор.

Переменный ток пилообразной формы, проходя через аккумулятор, выделяет па его актпг пом сопротпв тен1111 мощность потерь, р азогревающую электролит.

25 Прп повышенной частоте переключения вентиле(1 (1 — 5 кгц) габариты дросселя будут нсвслпкп, а к. и. д. дросселя и всей системы может быть достаточно высок (0,9 — 0,95), и расход полезной емкости аккумулятора в

30 процессе рассмотренного саморазогрева будет относительно мал и приемлем для многих практических случаев использования акк, мулятора.

Для компенсации расхода емкости аккумулятора в процессе разогрева в схему вводится дополнительный дроссель 5, подкл?0 к нный к аккумулятору через диод 6, н регулирующий переключатель 7 (транзистора нлн тирl!c".ора с принудительной коммутацией), нодклю?ающий дросссль 5 к зажимам источника .?одзаряда U, Переключатель 7 управляется GT задающего генератора 8 через широтнонмпульсный модулятор 9, на вход которого подается сигнал 1,, с датчика 10 постоя?пой составляющей тока аккумулятора. В процессе разогрева одновременно с вснтилями 3 коммутируется переключатель 7. При открытом состоянии переключателя 7 в дросселс 5 накапливается энергия, а ??рн закрытом переключателе 7 эта энергия поступает 3 аккумулятор в виде треугольного импульса тока, При 3TOI?1 OOCCI?0 ?I?BHCTC5? подз;?ряд якк"5 )?i 151тора.

Степень подзаряда регулируется автомя?пчески с помощью модулятора 9. изменяю цегo длительность Открытого состояния псрсклк)чатсля 7.

При настройке датчика 10 на нулевой уровень происходит полная компснсаннH потер, мощности в системе разогрева, а прн настройке на некоторый положнтсльнын уровень помимо указанной компенсяц??и Alo?llcT и:)Оизводиться обычный подзаряд яккумул-.òîð;! от источника U„,- В этом случяс в цснь управления перекл?очатслсм 7 10, óò быть ввсдены дополнительные сигналы по температур с элсктролн ?а, !1янряжснн?0 и» ??кк, и) l51T0pc и т. и.

Помимо рассмотренного варианта широтнонмпульсного регулирования могут использоваться снстемь? частотноимпульсного регулирования, когда Ilo сигналу датчика 10 изменяется частота генератора сигналов управления нерскл очателсм 7, а время его о)крыто10 го состояния остается неизменным.

Помимо рассмотре,i.IOé схемы инвертора со средней точкой обмотки дросселя возмо)кно соединение вентилей инвсртора по мостовой схеме (см. фиг. 4 a) или по полумостовой схе1 ме, соединенной с аккумулятором, имеющим среди?л?1 вывод (см. фиг. 4 б}.

Предмет изобретения

20 1. Устройство для разогрева аккумулятора путем прОГ?ускания че )сз элект))олпт псременного тока, отлича:ощееся тем, что, с

?.елью обеспечения автономности и уменьшения веса и габаритов, опо содер)кит бес25 ) ра??сформа-.орный двухтактпый инвертор, выход которого подкл.очеп к дроссслю, а цепь питания н сосди??сна с зажимами аккумулятора.

Э.:, сгройство по и. 1, отл нч а ющееся

30 I ем, ITO, с целью cl!I:æc.fi?5! расхода энергии ,!.;, ;умулятор",н,а ра"-огрел электролита, оно снабн.с; 0 онолнитсльным дросселсм, подкл о к; «ь?) через диод к зажимам аккумуляГО ) а а 1 . ?) сз, 1?р явля с)!ь!? !!cpcii ° 10 13 Гсль .с >

3) к за)кима) СОТO н?нка I!Oлзяp5. да. у

424261

Составитель И. Найдина

Техред Т. Курилко

Корректор T. Добровольская

Редактор Л. Струве

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2382/18 Изд. № 1468 Тираж 760 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4,5