Двухслойная обмотка корзиночного типа статора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(11) 425266

СОЮЗ Советских

Социалистических

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 23,08.71 (21) 1694552/24-7 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 25.04.74. Бюллетень № 15

Дата опубликования описания 27.09.74 (51) 1А1. К„-1. Н 02k 3, 50! (53) УДК 621.3?3.320.433 (O88.8) Государственный квинтет

Совета Мнннстров СССР оо делам изобретений и отнрытий (72) Авторы изобретения Г. Н. Двоскин, А. В. Сергеев, В. Ф. Пенской, А. К. Левицкий, В. С. Кильдишев и Л. Я. Станиславский (71) Заявитель (54) ДВУХСЛОЙНАЯ ОБМОТКА КОРЗИНОЧНОГО ТИПА

СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

В электрической машине большой мощности лобовые части статорных обмоток должны быть надежно закреплены для противодействия электродинамическим силам, стремящимся сместить стержни относительно нормального положения, Известны конструкции крепления лобовых частей обмоток с помощью регулируемых по длине стяжек, расположенных вдоль оси корзинки, закрепленных в упорах в зонах головок стержней и охватывающих группу стержней одного слоя. Стяжки армированы резьбовыми наконечниками и могут подтягиваться гайками до требуемого натяжения. Такая конструкция предохраняет стержни каждого слоя от возможных перемещений в аксиальном и гангенциальном направлениях, однако она может быть применена только для электрических машин с достаточно большими зазорами между слоями обмотки в лобовых частях.

Для обеспечения более надежного крепления обмотки в лобовых частях предлагается верхние и нижние слои обмотки крепить стяжками, име1ощими четыре ветви, крайние из которых расположены соответственно над верхним и под ниокиим слоями, а две средние, расположенные между слоями стержней, образуют петлю, закрепленную в упоре посредством натяжного блока. Упоры опираются на стержни верхнего и нижнего слоя в зоне отгиба их на головки фигурными вырезами, повторяющими форму стержней и выполненными в корпусе упоров. Для повышения точности установки стяжных элементов основания вырезов корпуса упора под натяжные блоки и соответствующие им шайбы выполнены сферическими.

Такая конструкция обеспечивает жесткую связь верхнего и нижнего слоя обмотки в ло1О бовых частях, что исключает перемещение одного слоя обмотки относительно другого в режиме короткоГО замыкания. Кроме ТОГО, предлагаемая конструкция может быть использована практически при любых зазорах между

15 слоями обмотки, что исключает искусственное увеличение габаритов лобовых частей.

1-1а фиг. 1 показана корзинка лобовой части обмотки с предлагаемым креплением с продольным разрезом по образующей корзинки;

20 на фиг. 2 — лобовая часть обмотки со стороны расточки статора; на фиг. 3 — закрепление петли стя>кки в натяжном блоке.

Группа стержней 1 обмотки статора, расположенных в два слоя, скреплена в иаправле25 иии вдоль образующеи корзинки стяжками 2, Г1редставл1110и! ими сооой ЖГут из п10ких эластичных волокон, например из ciекловолокиа.

Зазоры а между стержнями в каждом слое заполнены изоляционными дистанционными

30 распорками 3, име1ощими вырезы б для разме425266 щения жгутов стяжек. Стяжки армированы с обоих концов резьбовыми наконечниками 4 и фиксируются в упорах 5, общих для двух слоев обмотки статора и расположенных между головками стержней в зоне выхода с эвольвенты лобовой части на головку. Противоположная сторона эвольвентной части стержней у выхода их из паза и поворота на эвольвентную часть снабжена опорными колодками 6 и 7, отдельными для каждого слоя стержней, Средние части стяжек с помощью натяжных блоков, снабженных роликами 8, сидящими на осях 9 в обоймах 10, снабженных резьбовыми шпильками 11, с помощью гаек 12 сферических шайб 13 укреплены в средних частях упоров. Степень защемления стержней может регулироваться натяжением каждой из четырех ветвей, образованных стяжками. Такая система совместного закрепления обоих слоев лобовых частей обмотки статора может быть применена как в системах крепления, предусматривающих компенсацию от температурных расширений,так и в системах, жестко закрепленных на неподвижной торцовой части статора.

Предмет изобретения

Двухслойная обмотка корзиночного типа статора электрической машины, содержащая жесткие стержни, дистанционные колодки, ус10 тановленные между стержнями в лобовой части, и расположенные вдоль оси корзинки эластичные стяжки с резьбовыми наконечниками, закрепленными в упорах, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности за15 крепления лобовых частей, каждая из стяжек имеет четыре ветви, крайние из которых расположены соответственно над верхним и под нижним слоями, а две средние, расположенные между слоями стержней, образуют петлю, 20 закрепленную посредством натяжного блока в упоре, опирающемся на стержни верхнего и нижнего слоя в зоне отгиба их на головку.