Устройство для аварийного изменения направления движения судна

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

САН ИЕ ()427886

О П И

Союз Советскик

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (б1) Зависимое от авт. свидетельства— (22) Заявлено 20.04.70 (21) 1432363/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (32) Приоритет—

Опубликовано 15.05.74. Бюллетень № 18

Дата опубликования описания 03.04.75 (51) М. Кл. В 63h 25/46

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытии (53) УДК 629.12:532.5. .075(088,8) (72) Авторы изобретения

Г. А. Евдонин и А. П. Ляликов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОГО ИЗМЕНЕНИЯ

НАП РАВЛ ЕН ИЯ ДВ И ЖЕН ИЯ СУДНА

Изобретение относится к,судовому оборудованию и может быть использовано в устройствах для аварийного изменения направления движения судна.

Известны устройства для аварийного изменения направления движения судна, содержащие движитель с каналами в различных направлениях, расположенный ниже ватерлинии в носовой части судна, и пульт управления.

Однако в аварийной обстановке они не обеспечивают быстрого изменения курса.

Цель изобретения состоит в уменьшении времени воздействия движителя на судно и соответственно в более быстром изменении курса судна в аварийной обстановке.

Для этого движитель выполнен в виде корпуса с реактивной шашкой, крышкой и сопловым аппаратом, жестко закрепленных в корпусе судна, причем в реактивной шашке смонтировано запальное приспособление, электрически связанное с пультом управления, а сопловой аппарат снабжен взрывными пробками и каналами.

На фиг. 1 схематически изображено предлагаемое устройство; на фиг. 2 — разрез носовой части судна с устройством изменения на п равления движения; ата фиг. 3 — то же, разрез по А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — проб- 30 ка; на фиг. 5 — сопловой аппарат; на фиг. б — пульт управления.

Устройство для изменения направления движения устанавливается в носовой части судна I в районе стыка ахтерштевня 2 или 3.

Для установки устройства этот район заливается бетоном, в результате чего образуется блок 4, в канале А которого в корпусе 5 вертикально установлена твердосплавная шашка б реактивного двигателя, причем корпус закрыт крышкой 7.

Сопло реактивного двигателя состыковано с сопловым аппаратом, неподвижно заделанным в блоке 4 и состоящим из коллектора 8 и отходящих от него трех сопел 9 и 10. Сопло

9 имеет ориентацию, обеспечивающую создание вектора тяги с направлением, обратным нормальному направлению движения судна, а сопла 10 создают взаимообратные вектора тяги, перпендикулярные диаметральной плоскос ти судна. Крышка 7, закрывающая корпус двигателя, изготовлена из стальной отливки и закреплена гайками 11, навернутыми на анкерные болты 12, заделанные в блок 4 и скрепленные с сопловым аппаратом 18.

Корпус 5 двигателя, крышка 7 и болты 12 являются съемными деталями, причем крышка снимается талями (не показаны) с помощью рыма 14.

Сопла двигателя имеют конусную форму с

427886 юбкой (не показана), которая надевается на торец коллектора 8 и герметизируется с помощью кольцеобразных канавок (не показаны).

В коллекторе 7 расположены три конусообраз1ные воронки 15, 16 и 17, переходящие в сопла 9 и 10, внутренняя поверхность которых облицована каропрочной сталью, при этом сопла проходят сквозь корпус судна и имеют пробки 18 из пенопласта, перекрывающие доступ воды.

Воронки 15, 16 и 17 перед установкой двигателя закрываются пробкой 19, которая представляет собой керамический конусообразный корпус, причем верхняя часть пробки имеет наделку 20 из металлокерамики, имеющую вокруг себя поясок 21 из свинца, кроме того, со стороны меньшего основания в теле пробки сделана выемка, в которую ввинчец пластмассовый корпус 22 с размещенным в нем зарядом взрывчатого вещества (шашки ВВ) и капсюль-детонатор 28.

Шашка ВВ имеет конусную форму с полу сферической выемкой, которая образует полость, заполненную асбестом 24. Капсюльдетонатор 28 имеет электрический провод, для подвода к которому напряжения на корпусе пробки 22 закреплены медные токопроводящие пластинки 25. При установке пробки в воронки коллектора эти пластинки соприкасаются с токопроводящими пластинами 26, заделанными в коллектор. От пластин 26 проложены отводы 27, подключенные к кабелю 28, который через разъем 29 соединен с кабелем 80, причем к кабелю 80 подключена линия 81, замкнутая на пусковое устройство реактив|ного двигателя. Кабель 80 (в противопожарном исполнении) подводится в ходовую рубку суд на, где в районе поста управления судном установлен пульт управления 82 устройством изменения направления движения. На лицевой панели пульта (фиг. 4) под откидным колпаком 88 из плексигласа установлены три кнопки 84, 85 и 86, под каждой из которых размещены сигнальные лампы 87.

Кнопки 84, 85 и 86 замыкают электрические цепи: кнопка 84 — электроцепь управления пусковым устройством дви",àòåëÿ и электроцепь управления пробкой, перекрывающей сопло 10, вектор тяги которого направлен вправо от диаметральной плоскости суд на,,в результате чего создается управляющий момент, разворачивающий судно влево; кнопка 85 — электроцепь управления пусковым устройством двигателя и электроцепь управления пробкой, перекрывающей сопло 9, вектор тяги которого противоположен движению судна на переднем ходу, в результате че го создается управляющий момент, тормозящий судно; кнопка 86 — электроцепь упраьления пусковым устройством двигателя и электроцепь управления пробкой 10, пересекающей сопло 9, вектор тяги которого направлен влево от диаметральной плоскости

5 о

20 зо

55 бо

65 судна, в результате чего создается управляющий момент, разворачивающий судно вправо.

Питание в электроцепи подается от аккумуляторов аварийной сети освещения судна или от специальной группы аккумуляторов.

Кроме того, на лицевой панели пульта расположены выключатель 88 для отключения питания от пульта во время стоянки судна, шкала мегомметра 89 для замера сопротивления изоляции электрических цепей устройства в целом, переключатель 40, с помощью которого в электроцепи устройства подается проверочное напряжение от батарейки, расположенной в пульте, и многoIIOÇHIIIMQHHbIH переключатель 41, с помощью которого поочередно подключаются электроцепи устройства.

Во время нахождения судна в море, при швартовкaõ и маневрах в узкостях выключатель находится в замкнутом положении, а на пульт 82 подается питание. В случае возникновения аварийной ситуации, требующей немедленного изменения курса, необходимо сорвать пломбу и откинуть колпак 88, закрывающий кнопки, после чего нажать их. При этом возможны следующие комбинации.

Нажата кнопка И, при этом подается питание на пусковое устройство двигателя. Шаш«а твердого топлива, установленная в корпусе двигателя, начинает гореть, и поток газов течет через сопло двигателя в коллектор. Одновременно с этим подается питание на капсюль-детонатор пробки, установленной в воронке 16. Ка псюль-детонатор взрывается и вызывает детонацию шашки ВВ, при подрыве которой основная энергия взрыва благода ря форме заряда направляется в полость, заполненную асбестом 24, при этом происходит разрыв тела пробки 19. Обломки пробки уносятся потоком тазов, который из полости коллектора течет через открывающуюся воронку

16 в сопло 10, Давление, создающееся в сопле, выбивает пробку 18, в результате чего поток газов истекает в водную среду, создавая реактивный управляющий момент, разворачи вающий судно влево, при этом две другие пробки остаются на месте и герметически перекрывают воронки 15 и 17.

При повышении температуры в коллекторе от проходящего потока газов свинцовые пояски 21 на пробках расплавляются, и свинец, стекая по корпусам пробок, обеспечивает дополнительную герметизацию воронок.

Нажата кнопка 85 — в этом случае подается питание на запуск двигателя, причем одновременно с этим подрывается пробка, установленная в воронке 17, и поток газов создает момент, тормозящий движение суд на.

Нажата кнопка 86, в результате чего создается момент, разворачивающий судно вправо.

Нажатием всех кнопок производят торможение судна, которое происходит более плавно, чем при включении только кнопки 85.

427886

Предмет изобретения

Устройство для аварийного изменения направления движения судна, содержащее движитель, расположенный в носовой части судна, ниже ватерлинии, с каналами в различных направлениях и пульт управления, отличаюи ееся тем, что, с целью уменьшения времени воздействия движителя на судно и изменения маневра судна в аварийной обстановке, движитель выполнен в виде корпуса с реактивной шашкой, крышкой и сопловым аппаратом, жестко прикрепленных к корпусу судна, причем в реактивной шашке смонтировано запальное приспособление, электрически связанное с пультом управления, а,сопловой àïïàрат снабжен взрывными пробками и сопловь,ми каналами.

427886

Риг b

Составитель Б. Даньшин

Корректор И. Симкина

Texpeä Г. Васильева

Редактор В. Зивтынь

Заказ 774/83 Изд. М 1573 Тира>к 506 Подш|сное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»