Пишущая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

М

БЛаСС !5 о, 1, 23 АВТОБУСНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ пишущей машины.

К авторскому свидетельству В. А. Штерна, А . А. Пандикова и М. Г. Долгопятова, заявленному 20 марта 1934 года (спр. о перв. № 144245).

О выдаче аьторского свидетельства опубликовако 31 мая 1935 тода.

Предлагаемая пишущая машина отличается применением особого электрического ударного механизма, выключаемого в случае отсутствия электрической энергии, и тогда машиной можно пользоваться, как обыкновенной. При работе от электричества от работающего требуется лишь легкое нажатие на клавиши.

На чертеже фиг. 1 изображает машину в поперечном разрезе; фиг. 2— каретку с указателем; фиг. 3 †ленточный механизм; фиг. 4 — дополнительный съемный литерный рычаг; фиг. 5- механизм для перевода строк; фиг. б — часть ходового механизма; фиг. 7 — движок для красочной ленты; фиг. 8 — правую часть ленточного механизма в увеличенном виде; фиг. 9 — деталь бумажного валика; фиг. 10 †механи обратного хода каретки; фиг. 11 — ударный аппарат с электрическим двигателем; фиг. 12 — заглавный регистр ударного аппарата; фиг.13— деталь для закрепления каретки, фиг.14— деталь стойки с переключающим рычагом; фиг. 15 — деталь катушки для ленты.

Как видно из чертежа, корпус 32 машины состоит из трех штампованных железных пластин, скрепленных сваркой, причем две боковых пластины имеют загнутые внутрь отростки, на которых укреплены коробки 47 с осью для ленточных катушек 45 и монтированным на ней храповичком 46а (фиг. 81 ленточного механизма.

Перемена шрифта осуществляется простым вдвиганием корзины 31 с буквенными и клавишными рычагами в корпус32 машины по особым направляющим; корзина 31 при помощи рычажков 33, снабженных пружинками, автоматически закрепляется в корпусе машины 32.

Перед выемкой обратно корзины, рычажки за выступающие концы их, прижимаются к бокам корпуса машины, и корзина простым выдвиганием к себе легко вынимается.

Постановка каретки 40 желаемого размера осуществляется при помощи двух винтов 41, которыми привертывается штанга 42, служащая для передвижения каретки 40 к корпусу 32 машины.

Ходовой механизм смонтирован в коробке 47 (фиг. 1), образованной штамповкой из листового железа. В верхней части коробки 47 проходит втулка 37, несущая трибку 38 и служащая для нее осью, а также и ходовое колесо. Ходо- все колесо 34 неподвижно насажено на ось 34а, пропущенную сквозь втулку 3? с трибкой 38 и удерживаемую во втул-, ке винтом 35. Ходовое колесо с внутрен- ней стороны снабжено двумя собачками 34б, прижимаемыми пружинками к храповичку 37а втулки 37. Для удер-, жания ходового колеса на месте при обратном движении каретки, сбоку хо-, дового колеса имеется упорная собачка. l

Загнутый вниз отросток коробки 47 имеет прорезы, в которых ходит движок, передним своим концом проходя- щий в выемке поперечены 50, укрепленной между боками корпуса 32 машины.

На отогнутых сбоку отростках 47о коробки 47 смонтированы центровые вин-, ты 51 для главной ходовой собачки 52 с подвижной собачко" 53 ходового ме-,, ханизма. Между отростком коробки 47; и собачкой 52 помещена пружина для, ходового механизма. Главная ходовая собачка 52 штампована (фиг. 1 и 6) и, в верхней своей части имеет отогнутый на 45 косой зуб,. левее которого отогнут отросток с отверстием для винта 52а, служащий регулирующим упором для подвижной собачки 53. Справа и слева в средней своей части она имеет загнутые концы с конусными отверстиями для центровых винтов 51, а от середины книзу имеет хвост для регулирующего упорного винта 52в. Правый загиб глав-, ной собачки с отверстием для центро-: вого винта в верхней своей части прод- лен и имеет отверстие для упорного винта 52г подвижной собачки. Левее : косого зубца главной собачки имеется, спусковой регулируемый винт 52д,, Подвижная собачка вращается на уступе винта 53а, ввернутого в главную собачку 52, имеющего широкую головку, и оттягивается пружинкой 53б. Для предо хранения при разработанности отверстия собачки и винта, на котором она вращается. от бокового отклонения и проскакивания зубцов ходового колеса при этом, служит направляющая планка, установленная на главной собачке своими отогнутыми под прямым углом краями.

На корзине 31 смонтированы клавишные рычаги 55 (фиг. 1) при помощи оси 56, передней гребенки 57 и пружинки 58, другим концом соединенной с крючком 59, укрепленным при помощи пластинки 60 на корзине 31. Пластинка 60 разрезана на две части, одна из которых крепится на левой части корзины, а другая на правой стороне корзины 31 для обеспечения свободной выемки корзины из корпуса 42 без задевания стойки подъемника 61, Клавишный рычаг 55 снабжен приклепанной к нему цапфой 62. При ударе по клавише клавишного рычага 55 цапфа 62 наклоняет вперед передаточный коленчатый рычаг, который роликом 64, приклепанным к верхней части этого рычага, поворачивает буквенный рычаг 65, смонтированный в сегменте 66 на оси 67, и напаянная на буквенном рычаге 65 буква 68 ударяет через пропитанную краской ленту по бумаге. Коленчатый рычаг снабжен поужиной 70, под действием которой после удара llo бумажному валу коленчатый рычаг 63 и буквенный рычаг 65 с буквой 68 Bo3зращаются в первоначальное полоя ение.

Обратный подъем клавишн=го рычага 55 производится под действием пружинки 58. Сегмент 66 укрепляется на корзине 31 при помощи с-.огк и снабжен коромыслом 71, смо тированным на задней стороне сегмента при помощи

V-образных стоек и конусных винтов, для которых на коромы=ле 71 имеются конические дыры 71а. К коромыслу 71 приклепана дуга 72, снабженная отростком с пропущенным через него регулирующим винтом 73. После удара по клавише буквенный рычаг 65 ударяет по ближайшему валу и своим выступом 65> отводит от сегмента дугу 72, которая при помощи винта 73 передает толчок движку ходового механизма.

Литерный рычаг 65 имеет зигзагообразный изгиб на ребре в верхней своей части и дает возможность при помощи выгибных щипцов перемещать при регулировке припаянную букву свер;:у вниз и обратно без изменения упора рычага и наклона буквы; пятка рычага имеет очертание по радиусу вращения рычага и предохраняет рычаг от выскакивания из сегмента в момент удара по валу и подпрыгивания при разработанности крючка рычага, вращающегося на оси сегмента, а также и.сси сегмента; с задней сторсны рычаг имеет предохранитель для предохране-; ния букв от сбивания при ударе одного рычага о другой. |

Ленточный механизм (фиг. 1, 3 и 8) приводится в действие ходовой пружи-; ной, смонтированной в барабане 74, приве нугом к злдней станке корпуса машины Нл задней части барабана укреллено кольцо 75 с зигзагообразной поверхностью, к которой прижимается ролик 73, при",ернутый к рычажку 77, который в свою очередь поворачивается на винте 78, укрепленном на рычаге 79, и под действием помещенной на винте 78 пружинки всегда прижимается к зигзагообразной поверхности кольца 75. Рычаг 79 смонтирован на оси 80, укрепленной между ооковыми стенками корпуса кашины, и пружинкой 81 прижимает ролик 76 к зигзагообразной поверхности кольца. При работе на машине барабан поворачивается против движения часовой стрелки подде ствием помещенной в нем плоской пружины, и ролик 73 прижимаемый пружинкой 81 к зигзагообразной поверхности кольца 75, кати гся по ней и то попадает между зубцами кольца 75 то находит на зуб, вследствие чего рычаг 7 а, также укрепленный на оси 80, покачивается то вправо, то влево, и соединенный с ним рычаг 82 с монтированными на нем собачками 83 ленточного механизма движется то вперед. то назад и при своем движении зацепляет то правой, то левой своей соолчкой зубец храпового колеса 46а ленточного механизма и врашает его в одном направлении беспрерывно, производя сматывание ленты на катуш у 85, надеваемую на ось 45 ленточного механизма, скрепленную с храповичком 4оа. При движении каретки 40 вправ1, когда не требуется работы ленточного механизма, рычажок 77 поворачивается на 90 по направлению вращения барабана 74, поворачивающегося при этом по часовой стрелке, и ролик 7о не скользит по зигзагообразной поверхности кольца 75. При движении же каретки 40 в левую сторону рычажок 77, повернувшись на 90, удерживается в этом положении имеющимся на нем выступом, упирающимся в заднюю кромку рычагл 79, и тем самым включает ленточный механизм.

Йвтомат ленточного ме.:низма приводи;ся в действие силой хдовлй пружиня и в то же время при неисправности (случайных застреваний ленты) расцепляется от барабана и не имеет влияния на ход машины. При наматывании ленты на катушку (например левую) тормозная пластинка 87 (ф. г 1 и 8). прилегающая к ленте, укрепленная на оси 88 и св-,занная т=й же осью с переключлющим рычагом 89а, постепенно отходит в сторону и, вращаясь с осью, отводит переключающий рычаг 89а, который, в свою очередь, сползая по скосу с высшей точки на низшую точку собачки 90, при наполнении катушки лентой отходит в сторону настолько, что собачка 90 опускается вниз до момента, пока штифт 91а рычага 82 с собачками ленточного мехгнизма не натолкнется на нее и, при помощи ее, произведет толчок на вилку 92, в которой ходит

I рычаг 82а собачками ленточного механизма, вследствие чего ось 93 с пг.и. вернутыми к ней вилками 92 и 92а повертывается и вилка 92 из наклонного положения при повороте оси 93 встанет в вертикальное положение и тем самым, подняв рычаг 82а, расцепляет собачки 83а от храповичка 46а левой катушки, и в этот же самый момент благодаря тому, что на другом конце этой оси 93 укреплена такая же вилка 92а, но с наклоном в обратную сторону и в которой движется рычаг 82а с собачкой 83а правой катушки, вилка 92а принимает положение, противоположное положе. нию вилки 92 лево"катушки,,т. е. наклоняется вниз в заднюю сторону машины и тем самым опускает рычаг 82л правой катушки с сооачками 83а на храповик 46à правой катушки Таким образом происходит переключение катушки и лента начинает наматываться в обратном направлении, т. е. с левой катушки на правую. Рычажки 89а соединены друг с другом поводками 94 и в тот момент, когда на один из них находит своим скосом собачка 90, над другим рычажком 89а другая собачка с другои стороны корпуса лежит своим выступом и следовательно приподнята над рычажком 8 ленточного мехлнизмл..

Собачка 90 свободно передвигается по своей оси 95 и удерживается на ней при продольном перемещении штиф. том 96. Ось 93 с вилками при переклю. чении ленты с одной катушки на другую удерживается пружиной 97, снабженной штифтом 98, входящим в углубление сбоку корпуса машины, и кроме того для произвольного изменения Мо ментов наматывания ленты с правой «а левую катушку или наоборот может быть устанавливаема с помош ью ручки 99. В качестве этой ручки может быть использована и одна пружинка 97, к которой должна быть приклепана ручка 99 для ее поворота.

Подъемником для заглавного регистра служит стойка 61, нижняя часть которой расположена около корзины и шарниром 61а соединена с рычагом заглавного регистра 103, а верхняя часть проходит через вы мку в поперечи-, не 50, укрепленной между боками кор-, пуса машины. Стойка 61 снабжена роликом 104, по которому катится штан- j га 105, каретки 40. На стойке 61 укре- плен угольник 106 с прорезью, в кото-,: рой при помощи винта 107 укреплен рычаг 108, служащий для подъема лентоводителя 109, Лентоводитель ходит в пазах П-образно изогнугой пластинки 110, прикрепленной к стойке 61.

Механизм двухцветной ленты монтирован на движке 48 (фиг. 1 и 7) при помощи угольника 11, который загнутыми вперед концами входит в П-образно изогнутую деталь 112, имеющую по бокам продольные отверстия Деталь 112 при помощи рычажка 113, соединенного поводк м 113а, устанавливается в правом, среднем и левом положении, захватывая в первом случае своими боковыми отверстиями штифт 114, укрепленный на верхнем конце рычага 108, ближе к оси вращения рычага 108, т. е, винта 107, или в третьем случае, деталь 112 захватывает штифт, расположенный по другую сторону рычага 108 и далее от оси вращения рычага 108 винта 107.

В первом случае лентоводитель 10 -) поднимается другим концом рычага 1 8 на большую высоту, под букву подводится нижний край ленты, могущий быть окрашенным в красный цвет, в третьем случае под букву подводится верхний край ленты, могущий быть окрашенным в черный цвет и во втором случае, при положении детали 112 в среднем положении, рычаг 108 детали 112 не захватывает, лентоводитель 109 не поднимается — можно работать на в о с ковке.

Каретка 40 при работе на машине двигается по штанге 42 при помощи тележки 115, снабженной роликами и помещенной между штангой 42 и роликами каретки. Штанга 42 состоит из двух штампованных пластин. а рельсы из двух пластин, соответствующим образом загнутых и монтированных на боках каретки 117, снабженных эксцентричными втулками 118, укрепленными при помощи винтов 1!9 в боках. Через втулки 118 пропущена ось 120 коромысла 121, соединенного с подъемной частью каретки 122 (фиг. 1 и 2). Коромысло 121 служит для подъема каретки. Параллельность подъема достигается помощью шарниров, укрепленных одним концом в боках каретки 117, а другим — в подъемной части каретки. Эксцентричные втулки 118 дают возможность простой, точной и быстрой установки бумажного вала как по упору на сегменте, так и по центру шрифта. Для установки шрифта по упору служат также упорные пластинки, к которым г,рижимается корзина. Подъемная часть каретки состоит из боковых пластин 127, приваренных к П-образной штанге 105, катящейся по ролику 104 стойки 61 заглавного регистра, и привернутого щитка 171.

Вверху пластины скреплены стержнем 128, на котором монтирована откидная бумагодержательная планка 129, снабженная делениями для облегчения установки бумаги при исправлении ошибок, выполнении надписей и пр

К боковым пластинам 127 прикреплены втулки, через которые пропускается ось бумажного вала, Бумагодержательные валики 131 смонтированы на щитке 132, который находится под бумажным валом. Щиток 132 прижимается к валу плоской пружиной 133, помещенной в коробке, î >разованной штангой 105 и направляющими пластинками 134, прикрепленными к щитку. Рычаг бумагоосвободителя 136 вращается на винте 137, укрепленном на боковой пластине 127 и другим своим концом соединенном с кривошипом 138.

Конец кривошипа 138 ходит в прорези 139 штанги 105 и при нажатии на рычаг бумагоосвободителя 136 нажимает на край 134 щитка 132 и отводит валики 131 от вала 69. На правой боковой пластине 127 и в подъемной части каретки смонтирован строкоподаватель, состоящий из рычага 140 и собачки 141, снабженной пружиной. Для точной установки интервала между строками служит рычажок 142, снабженный соответствующими скосами, служащими упором для собачки 141 после поворота вала на желаемый угол согласно установленному интервалу. Правая -ручка 143 бумажного вала при нажатии ее влево (фиг. 9), т. е. внутрь вала, дает свободный ход вала, Этот механизм смонтирован на правом конце бумажного вала. На оси 144 ручки 143 заштифтован конус 145 пружиной 146, прижимаемой к стенкам втулки 147, с плечиками, охватываемыми кольцом, привернутым к деревянной втулке бучажного вала, благодаря чему храповое колесо 148 оказывается плотно соединенным с валом. При на. жатии же ручки 143 внутрь конус 145 отходит от втулки 147 и храповое колесо 148 оказывается раз >бщенным от вала, и при повороте вала за ручку 143 получается свободный ход его. Внутренний конец оси 144 запилен на квадрат и ходит в квадратной прорези втулки, неподвижно прикрепленной к бумажному валу.

При нажатии на клавишу 150 обратного хода (фиг. О) угольник 151 при помощи поводка 156 поворачивается и тянет вправо через поводок 157 собачку 158, поднимая ее по неподвижно установленным винтам кверху, благодаря наклонно расположенным отверстиям

158а в собачке 158, настолько, что собачка 158 захватывает за зубец гребенку 39 и двигает каретку в обратном направлении, пока подвижная собачка 53 не окажется подведенной под предыдущий зубец ходового колеса 34.

В обратное положение собачка 158 возвращается благодаря пружине, которой снабжена клавиша 150 обратного хода.

П о л е у с т а н о в и т е л и. Шкала 160 полеустановителей 161 прквертывается к бокам 117 каретки. Полеустановителй выполнены из листового железа, обхватывают шкалу 160, снизу снабженную зубцами, между которыми помещаются зубцы полеустановителей 161, также имеющиеся на их нижней стороне и плоской пружинкой 162 прижимаемые к выемкам между зубцами шкалы 160.

Для удобства передвижения полеустановителей шкала 160 установлена под углом в 45 и полеустановители 161 снабжены отогнутыми отростками 161а, служащими упором для пальцев при их переустановке. Для пропуска каретки в конце и начале строки имеется рычажок пропуска каретки, при нажатии на который отводится от полеустановителей 161 упор 164, монтированный на оси 165 и соединенный с рычажком, поводком. Педаль 167 вращается на оси 168, укрепленной между боками корпуса машины, и снабжена отростком 168а, при помощи которого передается удар главной ходовой собачке 52 с подвижной собачкой 53.

Рейкоосвободитель 169 служит для свободного продвижения каретки в левую сторону и монтирован на боках каретки 117. При нажатии на конец рычага 169 гребенка 39 поднимается над винтом 35 и каретка может быть свободно сдвинута в левую сторону.

Боковые пластинки 127 подъемной части каретки отогнуты внутрь своими краями и служат для укрепления н них щитка 171 каретки.

Указатель последней строки устроен следующим образом (фиг. 2). Планка 172 загнутым вперед в верхней своей части концом может передвигаться рукой по направляющей скобе с изогнутым под углом хвостом, привертываемым винтом 173 с пружинной шайбой к задней поверхности щитка каретки. Планка со скобой может повертываться на винте и укладывается вдоль щитка с задней его стороны. Кроме загнутого в верхней части под прямым углом края эта планка снабжена хомутиком 175 также с загнутым вперед концом, по высоте вдвое меньшим загнутого конца планки. Установка этого хомутика на планке производится простым передвижением его вдоль пл-нки. Кроме того скоба, в которой движется планка,-снабжена слегка изог утой плоской пружинкой, прилегакщ и к планке с внутренней стороны для удержания планки в установленн;м полсжении. Такая же пружинка имеется для той же цели у передвиж ого хомутика. Расстояние между загибами планки и хомутика определяет нижнее поле вставленного в машину листа и устанавливается по желанию. Чтобы пользоваться указателем последней строки, следует, положив лист на щиток каретки до вала и на указатель, не забирая его повертыванием вала, планку 172 продвину1ь вниз, коснувшись загибом кромки верхнего края листа, после чего лист забирается валом для работы.

При выходе листа из вала листложится на указатель и верхним своим краем идет до загиоа передвижного хомути-, ка 174, у которого и должен быть уста- новлен для написания последней строки.

Явтоматический перевод строки (фиг. 5) осуществляется при движении каретки в правую сторону. На рычаге строкоподавателя 140 с нижней стороны ры- чага устанавливается рычаг 175, кото- рый при движении каретки в правую сторону задевает за собачку 176, смон- тированную на гребенке, могущей уста- навливаться на правом боку машины в соответствии с концом строки. Собач- j ка 176 пружинко" 178 прижимается к выступу гребенки 177 и при движении каретки в правую сторону захватывает рычаг 175 и переводит строкоподава- тель 140 сообразно установке его на любом интервале. Так как конец рычага 175 имеет путь в горизонтальной плоскости по кривой -- j, а собачка 176 находится в одном положении, то при дальнейшем движении каретки в правую сторону конец рычага 175 сам соскакивает с собачки 176, что происходит после момента передвижения вала на следуемый интервал установленной на рычаге 140 собачкой 141. При движении каретки в левую сторону рычаг 175 касается собачки 176 с задней ее стороны и наклоняет собачку 176 в левую сторону, так как собачка 176 шарнирно соединена с вилкообразным концом гребенки 177. Обратное возвращение собачки 176 в первоначальное положение происходит под влиянием пружинки 178, прижимающей собачку к имеющемуся на конце вилкообразной скобы гребенки упору.

Дополнительный съемный литерный рычаг (фиг. 4) состоит из штампованного рычага 179 с загнутыми в наружную сторону краями и загнутым на плоскость передним концом для напаянно.": буквы, Рычаг имеет на другом своем конце в загнутых краях квадратное отверстие 179а, служащее для насадки на квадрат оси 180, на которой он вращается. Кроме того рычаг снабжен приклепанной плоской пружинкой с загнутым небольшим краем в верхней своей части, которым рычаг 173 защелкивается при насадке рычага на квадрат о=и 180 в имеющейся на квадрате выемке. Ось 180 рычага 173 вращается в скобообразном подшипнике 182 в вертикальном направлении и на своем нижнем конце имеет насажен ый кривошип 188, служащий для передачи вра. щения рычагу при помощи коленч.зого ры .ага 184 и поводков 185 и 18э от клавишного рычага 187. Скобообразный подшипник 182 привертывается к верхней части сегмента 66. Для обеспечения возможности передвижения каретки при действии дополнительного рычага клавишный рычаг снабжен загнутым отросгком 187а, которым он при работе нажимает на рычаг педали 1 7, в свою о ередь передающий удар ходовому механизму. Такой рычаг имеет большую ценность, когда необходимо пользоваться разными дополнительными знаками, так как он легко и быстро может быть заменен другим с потребными знаками, причем при перемене рычага достаточно только пальцем отжать пружину и рычаг 179 свободно сниматся с своей квадратной оси 180. При надевании же его 0jêëîíåíèÿ пружинки не требуется— она защелкивается самостоятельно При перемене рычагов со знаками меняются знаки и на клавишных рычагах простым позолотом клавишных кнопок 188, имеющихся по три штуки на одном клавиши-.; рычаге с соответствующими знаками, Такие дополнительные рычаги могут быть установлены по два с каяфой стороны сегмента. .У

Работа машины происходит следующим образом. При нажатии клавишного рычага 55 цапфа 62 последнего на лоняет вперед коленчатый рычаг, захва тывающий укрепленным на нем роликом прорезь литерного рычага 65, который поворачивается вокруг своей оси 67 и, дойдя своим отростком 65г до дуги 72, отводит ее от сегмента 66.

Дуга 72 при помощи своего отростка, снаоженного регулирующим винтом 73, нажимает на движок 48, который через регулируемый спусковой винт поворачивает на ценгровых винтах 51 главную ходовую собачку 52 с монтированной на ней подвижной собачкой ходового механизма 53, отводя таким образом подвижную собачку 53 от зубца ходово. о коес 34. Под влиянием пружины в барабане 74, соединенном при помощи тяги с карет ой, каретка 40 двигает ся впево до тех пор, пока соседний зуб ходового колеса не упрется в подвижную собачку 53. Литерный рычаг, дойдя до бумажного вала, даст оттиск на бумаге своей буквой 68, после чего под влиянием пружинки 70, возвращающей коленчатый рычаг 63 в первоначальное положение, литерный рычаг 65 ложится на подушку 189, а собачка 52 под влиянием пружины возвращается также в первоначальное положение, точно установленное упорным винтом

Электрический ударный аппарат, помещаемый между литерными и клавишными рычагами, состоит (фиг. 1, 12) из коробки 1, перевернутой как бы вверх дном; передний отогнутый отвес-но книзу край ее имеет прорези 2, служащие гребенкой для прохода и направления толкачей д; задний отогнутый наклонно книзу край ее загнут кольцеобразно и служит гнездом для помещения в нем аси прутка и имеет прорези так же как и передний край, служащий для прохода и направления задних концов толкачей 3; в верхней части коробки имеются два продольных окна 5 и 6, из которых окно 6 служит для облегчения доступа к пружинкам 7 толкачей при их зацеплении и расцеплении, а окно 5 — для облегчения проверки действия механизма. Толкач 3 имеет заостренный зубец 8, служащий для сцепления с зубчатым валом 9; на переднем конце толкача 3 имеется небольшой под прямым углом и слег а закруглен» ны 1 с внутренней стор:ны загиб 101 служащий для отталкивачня и приведения в действие коленчато а рычага машины; для направления и ограничения движения толкача 3 на оси 4 служит прорезь на заднем его конце. Спиральная пружинка 7 служит для удержания толкача всегда в приподнятом кверху и оттянутом вперед положении. Саба- ;з служащая включателем ударного механизма, имеет на верхнем своем конце скошенный зуб 12, служащий для сцепления с толкачом 3 при помощи его зубца; на нижнем конце этой собачки имеется отогнутый в сторону под прямым углом с слегка изнутри загругленной поверхностью загиб 14, служащий для сцепления с. клавишным рычагом; в средней своей части собачка 13 имеет продольную прорезь 15 в вертикальном направлении, служащую для направления и ограничения движения ее на своей оси 16; кроме того в этой же части собачки имеется ушко 17 для зацепления пружинки 18, производящей свое действие на собачку 13 в двух направлениях: оттягивающем ее вверх и отклоняющем в сторону зубца 12 толкача 3.

Все собачки 13 смонтированы в гнезде 19, вращающемся на оси 20 на своем загнутом в трубку нижнем крае; передняя сторона этого гнезда загнута под острым углом вниз и в конце имеет второй трубчатый загиб для помещения в нем оси прутка 17 и, кроме того, передняя часть гнезда имеет прорезы 21 для помещения и движения в них собачек 13; с наружной стороны в верхней части этого гнезда наклепан или привернут держатель 22 для пружинок 18.

Действие этого ударного аппарата заключается в следующем. При легком нажатии на клавишный рычаг (глубиной всего в 4 я я) собачка 13, получив от клавишного рычага, при помощи надавливания на загиб 14, движение вниз, увлекает за собой толкач 3 в том же направлении, при помощи скошенного своего зубца, лежащего на зубце 12 толкача. В этот самый момент толкач 3, отклонившись вниз, своим зубцом 8 наталкивается на вращающийся зубча. тый вал S, который одним из своих зубцов отбрасывает назад толкач 3, Котерый в свою очередь, захватив своим загибом 10 коленчатый рычаг, производит удар литерного рычага. В это время толкач 3, пройдя путь, равный длине скошенного зубца 13а собачки 13, срывается с нее и при помощи пружины 7, отскакивает вверх и вперед, становясь в свое исходное положение; при этом литерный рычаг остальной путь своего хода проходит по инерции и после удара возвращается на подушку под действием пружины коленчатого рычага.

Собачка 13 после снятия пальца с клавиши при помощи легкой пружинки 18, поднимаясь вверх и пройдя скосом своего зуба по скосу зубца 12, ложится на него.

При включении электромотора, производимом поворотом ручки выключателя, посаженный на удлиненный конец ротора электромотора бесконечный винт 203 вращается, передавая вращение установленной над ним под углом в 0" шестерне 204, укрепленной на оси 205, на другом конце которой укреплена муфта 206, снабженная штифтом 206а, входящим в прорезь 207а муфты 207, укрепленной на правом конце зубчатого вала 9 ударного аппарата. При помощи этой передачи, при работе электродвигателя, беспрерывное вращение ротора передается храповому валу 9 ударного аппарата, и стоит только при небольшом нажиме на клавишу клавишнсго рычага 55 собачкой 13 опустить книзу толкач 3, как он при помощи своего зубца 8 будет отброшен назад вращающимся зубчатым валом 9.

При отсутствии электрического тока ударный аппарат выключается простым поворотом рукоятки 23 от себя, при этом рукоятка 23, будучи укреплена на оси 20, имеет свободный ход в трубчатом загибе гнезда 19 в пределах между имеющимися специальными выступами на трубчатом загибе и на ребре гнезда (на чертеже не указанными1 и, будучи сцеплена с движущейся планкой 24 поводком, симметрично укрепленным на противоположном конце оси 20 и так же связанным с планкой 24, наклоняясь продвигает эту планку вперед; планка, отклоняя собачки 13, освобождает их зубцы от зубцов 12; в это время ру гоятка 23, дойдя до упора на ребре гнезда 19, давит на него и отклоняет все гнездо с собачками книзу, которое своим зубцом 26 защелкивается при помощи упругой пружины 29, смонтированной на специальн i приклепанном к коробке 1 отросгке 30. Таким образом ударный аппарат остается выключенным и, машина работает обыкновенным порядком без автоматического удара.

Включение аппарата производится таким же простым поворотом рукоятки 23 в противоположную сторону.

Заглавный регистр при электрическом ударном аппар ате (фиг. 12) состоит из клавиши 191а и рычага 191, монтированного на корзине 31, и при нажатии на клавишу 191а рычаг 191 нажимает на загиб 14 собачки 13 и отклоняет ее книзу. Зубец же собачки 13, лежащий на загибе зубце 12 толкача 3, при этом опускает толкач 3 вниз, и зубец 8 толкача 3 сцепляется с зубчатым валом 9.

Так как загиб 10 толкача 3 при этом поворачивае1ся вправо, то другой горизонтальный конец рычага 192 на оси 193, поднимаясь кверху, при этом подводится под пластинку 194, укрепленную на подъемнике заглавного регистра 61, тем самым поднимая его на необходимую высоту. Одновременно с этим для удержания подъемника заглавного регистра в требуемом положении в момент оттиска буквы 68 под другую пластинку 195, укрепленную на подъемнике 61, подводится собачка 196, вращающаяся на винте 197, укрепленном на корзине 31, и снабженная приклепанной пружинкой 198, на которую нажимает при нажатии клавиша 191а заглавного регистра приклепанным к последнему ушком 199, в которое продет конец прямой проволочной пружины 198, водящей собачку 196.

После оттиска буквы и прекращения нажатия на клавишу 191а заглавного регистра последний принимает свое первэначальное положение, и в то же время собачка 196, связанная пружинко i 198 с ушком 199 рычага заглавного регистра 191, при помощи регистра и ушка выводится из-под зубца подъемника.

Ударный аппарат может работать or электродвигателя мощностью 80 ватт. при непосредСтвенном полеустановителе вилки 209 перевод каретки в правую сторону может происходить и в момент, когда слог не дописан и правила правильного переноса слов не могут быть выполнены. Для обеспечения эластичной подачи каретки в правую сторону и избежания поломки зубцов передачи при несвоевременном выключении механизма возвращения каретки указанный храповичок и барабан 214 соединены между собою фрикционно, обеспечивая только такую силу сцепления храповичка и барабана 214, которая необходима для возвращения каретки.

Ось 205 шестерни 204 проходит через втулку барабана 214, винтом 220 неподвижно закрепленную на отростке 201а основания электродвигателя, К втулке барабана прикреплен внутренний конец пружины барабана 214, другой конец которой прикреплен к барабану. Пружина должна быть эластичной и заведенной очень слабо только для того, чтобы слегка натягивать тягу-струну при ручном возвращении каретки в правую сторону. В переднем конце оси 202 укреплен тормоз, купачки балансы которого 202а, укрепленные на рычагах 202á пружинками, при разгоне электродвигателя, под влиянием центробежной силы отходят в стороны и трутся о стенки 2021 барабана, тем самым препятствуя дальнейшему разгону мотора.

Смена кареток производится следующим образом. Рычаг 221 (фиг. 1 и 14) при отодвинутой каретке вправо повертывается рукояткой книзу, причем для ограничения вращения этого рычага служат опорные штифты 22 и 223; каретка 40 продвигается влево; при этом тяга 224 каретки 40 автоматически переключается с каретки 40 на рычаг 2::1, зацепившись своим нижним крючком зацепки 225 за щель 221а рычага 221, после чего рычаги 226, имеющиеся на обоих концах каретки, поворачиваются на четверть оборота, причем концы 226а рычагов 226, притягивающие штангу 42 каретки 40 к стойкам корпуса, выходят из выфрезерованных пазов 32г, а поднятием каретки 40 шипы 227 выводятся из своих гнезд, после чего каретка 40 совершенно освобождается от машины и на ее место также легко и просто

Электродвигатель 200 (фиг. 11) мон гируется на основании 201, приверты-, ваемом на правом боку корпуса 32 ма- шины. Передний конец оси 202 ротора снабжен бесконечным винтом (червяком) 203, сцепляющимся с шестерней 204, укрепленной на оси 205, на другом, своем конце имеющей муфту 206, снаб- женную штифтом 206а для сцепления с другой муфтой 207, смонтированной на ударном аппарате, привертываемом к корзине 31. Муфта 207 насажена на ось зубчатого вала 9 ударного аппарата и снабжена двумя прорезями 207а для сцепления со штифтом 206а муфты 206, укрепленной на оси 205. Выемка корзины 31 из корпуса 32 машины вместе с ударным аппаратом и расцепление муфты 206 с муфтой 207 производится, при горизонтальном положении прорезей 207а муфты 207 и при обращенном к задней части машины штифте 206а муфты 206.

На оси 205 свободно насажено храповое колесо 208, снабженное выемкой 208а, в которую входит вилка, имеющая отросток 210, соединенный поводком с рычажком, поворачивающимся на винте 217 при нажатии на лапочку 212а упомян того рычажка и вследствие того приближающего храповичок 208 к другому храповичку и захватывающего его.

Гак как этот храповичок соединен с барабаном 214 фрикционно, а барабан 214 имеет слабую ходовую пружину, несущую струну-тягу 215 для обратного возвращения каретки 40, то при сцеплении храповичка 208 с этим храповичком барабан 214 начинает вращаться по направлению против часовой стрелки и тягой-струнои 215, перекинутой через ролик 216, укрепленный на правом боку корпуса 32 машины, тянет каретку 40 в правую сторону. В момент прекращения нажатия на лапочку 212а вилка 209 под влиянием находящейся на ней пружинки 218, отводит муфту 206 от муфты 207, чем и прекращается дальнейшая подача каретки 40 вправо.

Лапочка 212а для обратного вращения каретки 40 нажимается по мере надобности и не связана с правым поле-, установителем для регулировки конца строки, что позволяет осуществить пра- вильность переноса слогов, тогда как

1 ставится другая каретка, причем все" манипуляции производятся в обратном порядке.

Ленточная катушка 228 (фиг. 15) имеет крючок 229 для ленты, обеспечивающий правильность и надежность действия . автомата ленточного механизма. Сделан- ный из тонкой листовой стали крючок имеет изогнутую в полуокружность ф:рму, обнимающую втулку 230 катушки, и, повертываясь около самой втулки в дисках катушки на своих отростках, или на проволочной оси, откидывается в сторону для удобного зацепления ленты, для чего он снабжен на своем откинутом конце заостренным ершом.

Для зацепления ленты на конце ее делается продольный прокол перочинным ножом или же самим ершом и зацепляется лента так, чтобы конец ее при наматывании был прижат крючком к втулке к а ту ш к и.

Предмет изобретения

1, Пишущая машина, отличающаяся применением электрического ударного механизма, располагаемсго между клавишными и литерными рычагами, предназначенного для приведения в действие литерных рычагов от электродвигателя при легком нажатии на клавишные рычаги и состоящего из коленчатых толкачей 3, снабженных загибами 10 для приведения в действие промежуточных коленчатых рычагов 63 и приводимых в движение от электродвигателя 200 при посредстве муфты 207 на оси зубчатого вала 9 и сцепляющихся с ними при нажатии клавишных рычагов 55 на загиб 14 собачек 13 на оси 16, передвигаемых в вертикальном направлении путем захвата зубцом загиба 12 толкачей 3, причем для выключения из работ механизма служит рукоятка 23, сочлененная с гнездом 19, несущим на себе собачки 13, и с планкою 24 (фиг. 1, 11 и 12).

2. При пишущей машине по и, 1 применение заглавного регистра при электрическом ударном аппарате, состоящего из рычага 191, сочлененного с зубцом 13 толкача 3, передаточного рычага 192, воздействующего на пластинку

194, прикрепленную к подъемнику главного регистра 61, и подпружиненной собачки 19С (фиг. 12).

3. При пишущей машине по и. 1 применение приспособления для передвигания каретки 40, состоящего из нажимной лапки 212а для поворота рычажка, храповичков 208, соединенных с барабаном 214, снабженным ходовой пружинкой и тягой 215, прикрепленной к каретке, причем на оси 202 укреплен тормоз с кулачками 202а на рычагах 202б с пружинами (фиг. 11).

4. При пишущей машине по и. 1 применение дополнительных съемных литерных рычагов 179, надеваемых на ось 180, имеющую кривошип 183, сочлененный поводком 185 с коленчатым рычагом 184, соединенным поводком 186 с кла вишным рыча гом 187, снабженным поворотной кнопкой 188 для нескольких знаков (фиг. 4).

5, При пишущей машине по и. 1 применение автоматического ленточного механизма, состоящего из пружинного барабана 74 с зигзагообразным кольцом 75 для направления ролика 76 включающего подпружиненного рычага 77, рычага 79 на оси 80, соединенного рычагом 82 с собачками 83, сцепляющимися с храповичками 45, и тормозной пластинки 87, связанной с переключающими рычагами 89, воздействующими на собачки 90,90 и соединенными между собою поводком 94, и оси 93 с вилками 92, 92а (фиг. 1, 3). б При п