Фрикционная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

у

ОП ИСАН ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕПЬСТВУ пп 430247

Союз Советских оциалистииеских

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 19.04.71 (21) 1650188/27-11 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 30.05.74. Бюллетень № 20

Дата опубликования описания 21.10.74 (51) М. Кл. Г 16d 25, 063

Государстеенный комитет

С0ВВТ8 Министроа СССР по делам изооретений и открытий (53) УДК 621.825.54 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. П. Тарасик, В. Я. Корейво, И.-С. В. Кежун и М. Н. Жук (71) Заявитель (54) Ф Р И КЦИ О Н НАЯ МУФТА

Изобретение относится к фрикционным муфтам и может применяться в автомобильной и тракторной промышленности, а также в общем машиностроении.

Известна фрикционная муфта, содержащая корпус, комплект фрикционных дисков и ступенчатый поршень, образующий в корпусе два рабочих гидравлических цилиндра и третий цилиндр, предназначенный для возврата поршня в исходное положение. В поршне размещен клапан, имеющий под пружиненный золотник для сообщения третьего цилиндра попеременно с каналом подачи в него жидкости и со сливом, а второго рабочего цилиндра со сливом при выключении муфты. При этом полость в клапане напротив подпружиненного торца золотника сообщена с первым гидравлическим цилиндром, который соединен с источником подачи жидкости под давлением, а полость перед противоположным торцом золотника сообщена с каналом подачи жидкости в третий, цилиндр.

Цель изобретения — уменьшение времени буксования дисков,при включении муфты путем ускорения заполнения рабочих цилиндров.

Для этого в поршне выполнен канал, который при включении муфты сообщает второй рабочий цилиндр с каналом подачи жидкости в третий цилиндр.

На фиг. 1 представлена предлагаемая фрикционная муфта в нейтральном положении при наличии давления в канале подачи жидкости в третий цилиндр; на фиг. 2 — положение деталей муфты в момент ускоренного заполнения жидкостью второго цилиндра.

Муфта включает корпус 1, поршень 2 и цилиндр 3, которые образуют два рабочих ци10 линдра 4 и 5 и третий цилиндр 6 для возврата поршня в исходное положение. Герметичность цилиндров 4 и 6 обеспечивается уплотнительными кольцами 7 и 8, а цилиндра 5— уплотнительным кольцом 9. В,поршне 2 рас15 положены детали клапана плавного включения: золотник 10 и пружина 11; детали клапана выключения муфты: золотник 12 и пружина 13 и детали отталкивающего устройства: толкатели 14 и их пружины 15, Полость

20 расположения пружины 11 соединена отверстиями 16 и 17 и каналом 18 с цилиндром 5.

Канал 19, подводящий жидкость во второй рабочий цилиндр, может соединяться в зави симости от положения золотника 12 с атмо25 сферой через отверстие 20 или с каналом 21 подачи жидкости в цилиндр 6 через отверстие 22.

Полость расположения пружины 13 соединена отверстием 23 с цилиндром 4, а полость

30,перед торцом 24 золотника 12 постоянно со43Î247

55 бО

3 единена с каналом 21 подачи жидкости в цилиндр 6.

На фиг. 1 золотник 12 показан в положении, когда в канал 21 подается жидкость под давлением, а в цилиндре 4 нет статического давления.

Для впуска воздуха в цилиндр 5 в поршне

2 выполнены отверстия 25. Корпус 1 выполнен с шипами, которые зацепляются с шипами ведущих дисков 26. В канавке, расположенной на шипах корпуса 1, закреплен упорный диск 27. Между дисками 26 установлены ведомые диски 28.

11ри подаче жидкости под давлением по каналу 29 в цилиндре 4 и в полости расположения пружины 13 давление возрастает. Так как давление жидкости, подаваемой постоянно в канал 21 и периодически (при включении фрикционной муфты) в канал 29, регулируется одним и тем же редукционным клапаном гидравлической системы, величина давления в цилиндре 4 вырастает до величины давления в канале 21. Вследствие того, что давление жидкости, действующее на противоположные торцы золотника 12 выравнивается, он под действием пружины 13 перемещается в крайнее правое положение, после чего подвод жидкости из канала в цилиндр 6 прекращается.

Цилиндр 6 через канал 30 и отверстие 20 соединяется со сливом, а канал 19, подводящий жидкость в цилиндр 5, соединяется с каналом 21. Так как после перемещения золотника 12 в правое положение цилиндр 6 соединяется со сливом, поршень 2 быстро,перемещается вправо до упора в пакет дисков

26 и 28. Во время перемещения поршня из исходного положения до упора в пакет дисков в цилиндр 5 через отверстия 25 поступает воздух. При этом толкатели 14 препятствуют закрытию отверстий 25. В это же время жидкость, поступающая по каналу 19 из канала

21, перемещает золотник 10, который сжимает пружину 11 и открывает отверстие 16. Так цилиндр 5 заполняется одновременно воздухом, поступающим по каналам 25, и жидкостью, поступающей из канала 21 по каналу

19 через отверстия li6, 31, 17 и канал 18. Так как объем цилиндра 5 значительно больше объема цилиндра 4, а проходное сечение канала 29 больше проходных сечений отверстий

li6 и 31, заполнение цилиндра 5 происходит в основном после соприкосновения дисков и закрытия отверстий 25 впуска воздуха. 3а время перемещения поршня полость цилиндра 5 успевает заполниться на незначительную величину объема. Причем уровень жидкости в ней не достигает отверстий 25, что не препятствует засасыванию воздуха в цилиндр 5.

После того, как давление жидкости в цилиндре 5 возрастает до олределенного значения, золотник 10 перемещается и закрывает отверстие li6, а жидкость в цилиндр 5 поступает через дроссельное отверстие 31, отверстие 17 и канал 18. Скорость поступления

45 жидкости из канала 19 в цилиндр 5 определяется перепадом давления, создаваемым пружиной 11 и величиной отверстия 31.

11ри этом одна часть жидкости, поступившая через отверстие 31, сжимает воздух в цилиндре 5, а другая часгь заполняет объем, освобождаемый золотником 10. Так как по мере поступления жидкости из канала 19 через отверстие 31 золотник 10 перемещается влево и натяжение пружины уменьшается, изменяется и перепад давления, при котором происходит истечение жидкости через отверстие 31 в цилиндр 5, а следовательно уменьшается и скорость истечения жидкости. Давление жидкости в цилиндре 5 постепенно увеличивается до тех пор, пока золотник 10 под действием пружины ll не дойдет до упора и не откроет отверстие 32. После этого давление жидкости в цилиндре 5 возрастает до величины давления в канале 21. Открытие отверстия 32 позволяет быстро восполнять возможные утечки жидкости из цилиндра 5 при включенном фрикционе.

При выключении фрикционной муфты канал 29 соединяется со сливом, и золотник 12 под действием давления жидкости на торец

24 перемещается в крайнее левое положение.

При этом цилиндр 6 соединяется с каналом

21, а канал 19 — со сливом. жидкость сливается из цилиндра 5 сначала через отверстия

31 и 32, канал 19 и отверстие 20, а при отходе поршня от пакета ведущих и ведомых дисков — через отверстия 25.

Так, в,предлагаемой муфте заполнение цилиндра Й осуществляется только из канала подачи жидкости в цилиндр 6 через клапан выключения, что предотвращает падение давления в цилиндре 4 в процессе заполнения цилиндра 5 и увеличивает скорость включения фрикционной муфты благодаря использованию двух каналов для подвода жидкости во время ее включения. Увеличение скорости заполнения цилиндра 5 при отсутствии падения давления в цилиндре 4 снижает буксование дисков при включении муфты.

Предмет изобретения

Фрикционная муфта, содержащая корпус, комплект фрикционных дисков и ступенчатый поршень, образующий в корпусе два рабочих гидравлических цилиндра, первый из которых сообщен с источником подачи жидкости под давлением, с другой стороны поршня расположен третий гидравлический цилиндр для возврата поршня в исходное положение, а в поршне размещен клапан, имеющий подпружиненный золотник для сообщения третьего гидравлического цилиндра попеременно с каналом подачи в него жидкости и со сливом, а второго цилиндра со сливом при выключении муфты, причем полость в клапане напротив подпружиненного торца золотника сообщена с первым гидравлическим цилиндром, а полость перед его противоположным торцом

486247

zs гю

74 ZE 217 го

72

22

Составитель В. Тарасик

Техред 3. Тараненко

Редактор М. Бычкова

Корректор Н. Лук

Заказ 2771/15 Изд. № 1685 Тираж 875 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретепий и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 475

Типография, пр. Сапунова, 2 сообщена с каналом подачи жидкости в третий цилиндр, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения буксования дисков при включении муфты путем ускорения заполне7t

77 пия рабочих цилиндров, в поршне выполнен канал, при вкл;очении муфты сообщающий цилиндр с каналом подачи жидкости в третий цилиндр.