Муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ и> 432308

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 03.05.72 (21) 1780178/25-27 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 15.06.74. Бюллетень № 22

Дата опубликования описания 05.11.74 (51) М. Кл. F 16d 3/10

Гасудвратвенный камитет

Савета Министрае СССР аа делам изааретений и открытий (53) УДК 621.8255 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. И. Игнаткин и В. Н. Фомишин (71) Заявитель (54) МУФТА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для ссединения двигателей с нагрузкой, имеющей большой момент инерции. Особенно эффективна предлагаемая муфта для использования ее совместно с шаговым двигателем.

Известны упругие муфты, содержащие две полумуфты и установленную между ними пружину кручения.

"6

Однако эти муфты допускают недостаточное рассогласование углового положения валов и ненадежны в работе в связи с появлением люфта.

Расширение диапазона рассогласования углового положения валов и повышение надежности работы обеспечивается за счет того, что на одной из полумуфт соосно установлены две втулки, каждая из которых имеет радиально выступающий хвостовик, а полумуфты установлены с зазором в осевом направлении, и каждая из них выполнена с торцовым пальцем, заключенным между хвостовиками, при этом пружина смонтирована на втулках, а ее концы заведены в отверстия хвостовиков, поджимаемых во взаимно противоположных направлениях.

На фиг. 1 показана предлагаемая муфта, разрез IIQ оси; на фиг. 2 показана муфта в положении, когда момент, передаваемый ею, не превышает заданного; па фиг. 3 — муфта в положении, когда помимо нагрузки на нее воздействует и динамический момент.

Муфта содержит две полумуфты 1 и 2, упругий элемент в виде пружины кручения 3, 5 связывающий между собой втулки 4 и 5, установленные HB шейке б полумуфты 1 TGK, что обе втулки 4 и 5 могут свободно поворачиваться относительно общей оси. Втулки 4 и 5 выполнены с радиально выступающими хво10 стовиками.

На полумуфтах 1 и 2 установлены пальцы 7 и 8. Упругий элемент 3 предварительно напряжен на необходимый момент и прижимает обе втулки 4 и 5 к пальцу 7 с противополож15 ных сторон.

3а счет того, что между втулками 4 и 5 расположен палец 7, зазор между втулками минимален. Полумуфты 1 и 2 установлены на соединяемых валах 9 и 10.

Работает предлагаемая муфта следующим образом.

Пусть, например, вал 9 является ведущим, а вал 10 — ведомым.

25 К валу 10 приложена какая-либо нагрузка, имеющая определенный момент инерции и какое-то полезное сопротивление.

Пружина (упругий элемент) 3 предварительно напряжена на усилие, несколько пре30 вышающее нагрузочный момент ведомого вала

432308

15 го

3 (без учета динамического момента от инерционных сил).

В неподвижном состоянии ведущего 9 и ведомого 10 валов упругий элемент 3 прижимает втулки 4 и 5 с разных сторон к пальцу 7. Палец 8, жестко связанный через полумуфту 2 с ведомым валом 10, жестко фиксируется втулками 4 и 5 в строго определенном положении.

Если ведущий вал 9 начал вращаться с небольшим угловым ускорением,,при котором динамический момент от инерционных сил, приведенных к оси ведомого вала 10, в сумме с моментом от полезного сопротивления, также приведенным к оси ведущего вала, не превышает момента, на который предварительно заведен упругий элемент 3, то валы 9 и 10 будут вращаться как одно целое (фиг. 2).

Если ведущий вал 9 начал вращаться с большим ускорением, при котором динамический момент инерционных сил нагрузки вместе с полезным сопротивлением превышает момент, на который заведен упругий элемент 3, то в этом случае ведомый вал 10 начнет перемещать втулку 5 в направлении, увеличивающем величину закрутки пружины 3 (фиг. 3).

Иными словами, происходит как бы увеличение времени разгона ведомого вала, что значительно уменьшает необходимый пусковой момент двигателя, связанного с ведущим валом 9.

Предлагаемая конструкция позволяет доводить величину динамического рассогласования почти до 360 .

Когда под воздействием усилия, развиваемого упругим элементом 3, ведомый вал 10 начинает вращаться со скоростью, близкой к скорости ведущего вала 9, динамический момент нагрузки уменьшается до величины, близкой к нулю, и пружина 3, продолжая воздействовать на втулку 5, начинает поворачивать ее относительно общей оси вращения в положение, когда дальнейший поворот втул4 ки 5 будет ограничен пальцем 7. Скорость вращения ведомого вала 10 в это время больше скорости вращения ведущего вала 9.

Поэтому к тому моменту времени, когда втулка 5 упрется в палец 7, нагрузка, связанная с валом 10, приобретет избыточную скорость и начнет опережать ведущий вал 9, сжимая упругий элемент 3 при помощи втулки 4.

Как только втулка 4 начнет отходить от пальца 7, она начнет гасить избыточную скорость ведомого вала 10, воздействуя на палец 8.

Учитывая наличие полезной нагрузки на валу 10 и наличие сухого трения между шейкой

6 полумуфты 1 и втулками 4 и 5, а также между самими втулками 4 и 5 и учитывая другие потери, время затухания колебательного процесса будет происходить достаточно быстро.

Спустя небольшое время палец 8 установится в исходном положении, показанном на фиг. 2.

При реверсе двигателя эти же процессы происходят в обратном направлении. Кроме того, ведущим может быть вал 10, а вал 9— ведомым.

Предмет изобретения

Муфта, содержащая две полумуфты и установленную между ними пружину кручения, отличающаяся тем, что, с целью увеличения диапазона рассогласования углового положения валов и повышения надежности работы, на одной из полумуфт соосно установлены две втулки, каждая из которых имеет радиально выступающий хвостовик, а полумуфты установлены с зазором в осевом направлении, и каждая из них выполнена с торцовым пальцем, заключенным между хвостовиками, при этом пружина смонтирована на втулках, а ее концы заведены в отверстия хвостовиков, поджимаемых во взаимно противоположных направлениях.

432308

9и г

A-А

Фиг. 3

Фиг.2

Корректор Е. Миронова

Редактор T. Шаиаурова

Заказ 2952/8 Изд. № 1734 Тираж 875 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2!

Составитель И. Злотник

Техред 3. Тараненко