Патент ссср 434537

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(») 434537

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕ Н И Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 08.12.72 (21) 1853995/24-7 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 30.0G.74. Бюллетень № 24

Дата опубликования описания 20.11.74 (51) М. Кл. Н 02k 3.50

Государственный квинтет

G08BT8 Мнннстров СССР оо делам нзооретеннй н отнрытнй (53) УДК 621.313.322.044. .3.045.8 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. Ю. Аврух, Ю. И. Азбукин, В. А. Булаткин, И. Я. Гурьев, М. И. Мительман, P. М. Семкин и И. Г. Тимофеев

Центральное конструкторское бюро Главэнергоремонта (71) Заявитель

1 ъ (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Известен ротор электрической машины, содержащий бочку, торцовые поверхности которой сопряжены с торцовыми поверхностями закрепленных на ней консольных бандажных колец; контакт между бочкой и кольцами обеспечивается только на посадочных цилиндрических поверхностях, а в месте сопряжения торцовых поверхностей в процессе работы контакт нарушается из-за различных коэффициентов линейного расширения материалов бочки ротора и бандажного кольца.

Это приводит к ожогу этих поверхностей при протекании через них уравнительных токов при несимметричных режимах работы.

Цель изобретения — улучшение демпфирующих свойств и повышение надежности ротора.

Для этого торцовые поверхности имеют внутреннюю конусность, а в образованный между ними зазор помещено выполненное из электропроводного и пластичного материала кольцо, своей формой повторяющее форму зазораа.

На чертеже представлен торец бочки ротора генератора с бандажным кольцом консольного типа, удерживаемым от осевого сдвига стяжным и защитным кольцами, продольный разрез.

Торцы бандажа 1 и бочки ротора 2 выполнены наклонными по отношению к посадочной цилиндрической поверхности 3 бочки ротора.

Между ними установлено промежуточное кольцо 4 из пластичного электропроводного материала, Аналогичное кольцо может быть установлено на консольных бандажах, закрепленное от осевого сдвига накидной гайкой, резьбовой втулкой, шпонкой и т. д.

При вращении ротора в материале промежуточного кольца под действием центробеж1О ных сил и собственного веса возникают тангенциальные напряжения, превышающие предел упругости его материала. Промежуточное кольцо деформируется в радиальном и осевом направлениях, выбирает аксиальный

15 зазор, если он образовался при сборке, и расклиниваясь между торцами носика бандажа и бочки ротора, плотно прижимается к ним своими боковыми поверхностями, что обеспечивает надежный электрический кон20 такт между бочкой ротора и бандажом.

Для придания промежуточному кольцу большей эластичности, для лучшего прилегания его к торцам бандажа и бочки ротора на кольце могут быть выполнены кольцевые

25 надрезы.

Уравнительные токи, возникающие в роторе при переходных режимах работы машины, циркулируют преимущественно по наружной поверхности зубцов ротора и пазо30 вых клиньев.

В предлагаемой конструкции бандажное

434537

Составитель С.,Самойлов

Редактор А. Купрякова Техред H. Куклина Корректор 3. Тарасова

Заказ 3159/15 Изд. № 1774 Тираж 722 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 кольцо и промежуточное кольцо надежно электрически соединяются с указанной зоной бочки ротора, играя роль дополнительных замыкающих контуров для уравнительных токов. Это снижает сопротивление ротора для демпферных токов и улучшает эксплуатационные параметры турбогенератора.

Предмет изобретения

Ротор электрической машины, содержащий бочку, торцовые поверхности которой сопряжены с торцовыми поверхностями закрепленных на ней бандажных колец, о тл и ч а ю щ и и ся тем, что, с целью улучшения демпфирующих свойств и повышения

5 надежности, торцовые поверхности имеют внутреннюю конуоность, а в образованный между ними зазор помещено выполненное из электропроводного пластичного материала кольцо, своей формой повторяющее форму

10 зазора.