Патент ссср 434537
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(») 434537
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕ Н И Я
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 08.12.72 (21) 1853995/24-7 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 30.0G.74. Бюллетень № 24
Дата опубликования описания 20.11.74 (51) М. Кл. Н 02k 3.50
Государственный квинтет
G08BT8 Мнннстров СССР оо делам нзооретеннй н отнрытнй (53) УДК 621.313.322.044. .3.045.8 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. Ю. Аврух, Ю. И. Азбукин, В. А. Булаткин, И. Я. Гурьев, М. И. Мительман, P. М. Семкин и И. Г. Тимофеев
Центральное конструкторское бюро Главэнергоремонта (71) Заявитель
1 ъ (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Известен ротор электрической машины, содержащий бочку, торцовые поверхности которой сопряжены с торцовыми поверхностями закрепленных на ней консольных бандажных колец; контакт между бочкой и кольцами обеспечивается только на посадочных цилиндрических поверхностях, а в месте сопряжения торцовых поверхностей в процессе работы контакт нарушается из-за различных коэффициентов линейного расширения материалов бочки ротора и бандажного кольца.
Это приводит к ожогу этих поверхностей при протекании через них уравнительных токов при несимметричных режимах работы.
Цель изобретения — улучшение демпфирующих свойств и повышение надежности ротора.
Для этого торцовые поверхности имеют внутреннюю конусность, а в образованный между ними зазор помещено выполненное из электропроводного и пластичного материала кольцо, своей формой повторяющее форму зазораа.
На чертеже представлен торец бочки ротора генератора с бандажным кольцом консольного типа, удерживаемым от осевого сдвига стяжным и защитным кольцами, продольный разрез.
Торцы бандажа 1 и бочки ротора 2 выполнены наклонными по отношению к посадочной цилиндрической поверхности 3 бочки ротора.
Между ними установлено промежуточное кольцо 4 из пластичного электропроводного материала, Аналогичное кольцо может быть установлено на консольных бандажах, закрепленное от осевого сдвига накидной гайкой, резьбовой втулкой, шпонкой и т. д.
При вращении ротора в материале промежуточного кольца под действием центробеж1О ных сил и собственного веса возникают тангенциальные напряжения, превышающие предел упругости его материала. Промежуточное кольцо деформируется в радиальном и осевом направлениях, выбирает аксиальный
15 зазор, если он образовался при сборке, и расклиниваясь между торцами носика бандажа и бочки ротора, плотно прижимается к ним своими боковыми поверхностями, что обеспечивает надежный электрический кон20 такт между бочкой ротора и бандажом.
Для придания промежуточному кольцу большей эластичности, для лучшего прилегания его к торцам бандажа и бочки ротора на кольце могут быть выполнены кольцевые
25 надрезы.
Уравнительные токи, возникающие в роторе при переходных режимах работы машины, циркулируют преимущественно по наружной поверхности зубцов ротора и пазо30 вых клиньев.
В предлагаемой конструкции бандажное
434537
Составитель С.,Самойлов
Редактор А. Купрякова Техред H. Куклина Корректор 3. Тарасова
Заказ 3159/15 Изд. № 1774 Тираж 722 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 кольцо и промежуточное кольцо надежно электрически соединяются с указанной зоной бочки ротора, играя роль дополнительных замыкающих контуров для уравнительных токов. Это снижает сопротивление ротора для демпферных токов и улучшает эксплуатационные параметры турбогенератора.
Предмет изобретения
Ротор электрической машины, содержащий бочку, торцовые поверхности которой сопряжены с торцовыми поверхностями закрепленных на ней бандажных колец, о тл и ч а ю щ и и ся тем, что, с целью улучшения демпфирующих свойств и повышения
5 надежности, торцовые поверхности имеют внутреннюю конуоность, а в образованный между ними зазор помещено выполненное из электропроводного пластичного материала кольцо, своей формой повторяющее форму
10 зазора.