Электрическая машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (()) 434539
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 29.10.70 (21) 1487105/24-7 с присоединением заявки № (32) Прис)ритет
Опубликовано 30.06.74. Бюллетень № 24
Дата опубликования описания 11.11.74 (51) М. Кл. Н 02k 9/20
Гооударственный комитет
Совета Министров СССР пе делам иэобретвний и открытий (53) УДК 621.313.32. .044.3.045.12-713 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. И. Науменко и О. Г. Клочков (71) Заявитель (54) ЭЛ ЕКТР И Ч ЕСКАЯ МАШИ НА
Самым эффективным способом охлаждения обмотки возбуждения роторов электрических машин является жидкостное охлаждение.
Наибольшая интенсивность охлаждения достигается в системах с испарительным или струйным жидкостным охлаждением, когда жидкий хладагент подается непосредственно на поверхности выделяющих тепло элементов.
Для охлаждения обмотки используются либо масивные клинья-теплоотводы, либо полые клинья, внутри которых распыляется хладагент. Обе эти конструкции недостаточно эффективны и не обеспечивают равномерного охлаждения катушек обмотки.
В предлагаемой конструкции поток жидкого хладагента направляется внутри боковых стенок составного клина по радиальным каналам, образованным тонкими пластинами: гладкой, соприкасающейся с поверхностью обмотки, и гофрированной, расположенной в междуполюсном пространстве. Проходящий через составной клин жидкий хладагент охлаждает поверхность обмоток и через отверстия сбрасывается на внутреннюю поверхность якоря по всей его активной длине.
На фиг. 1 показана электрическая машина, поперечный разрез; на фиг. 2 — поперечный разрез составного клина.
На роторе 1 расположена обмотка возбуждения 2, удерживаемая на длине активного железа составными клиньями, с внешней частью 3 и внутренней частью 4.
Внешняя часть 3 составного клина представляет собой гладкий профиль U-образного
5 сечения, плотно прилегающий своей внешней поверхностью к обмотке возбуждения и снабженный сквозным отверстием 5, расположенным по оси симметрии напротив канала 6 в теле ротора. Внутренняя часть клина имеет
10 гофрированные боковые стенки. Составленные вместе детали клина плотно прилегают друг к другу по образующей гофрированной поверхности, а в центральной части образуют аксиальную полость 7, соединенную с кана15 лами в клиньях 8. Составные клинья опираются на полки 9 полюсных башмаков, в которых имеются прорези 10, расположенные против каналов. При работе электрической машины жидкий хладагент поступает из цент20 ральной полости 11 в каналы, заполняет аксиальные полости в клиньях и под действием центробежных сил проходит в радиальном направлении по каналам в клиньях. Затем хладагент через прорези параллельными
25 струями выбрасывается в воздушный зазор электрической машины.
Предлагаемая конструкция обеспечивает интенсивное охлаждение боковых поверхностей обмотки возбуждения в междуполюсном
30 пространстве путем создания направленного
434539
Предмет изобретения
Фиг Г
Составитсль А. Воинов
Редактор В. Левитов
Корректор Л. Орлова
Тсхред Н. Куклина
Заказ 3014/14 Изд. № 1793 Тираж 722 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 51(-35, Раушская наб., д. 4/5
Типографии, пр. Сапунова, 2 потока хладагента вдоль тонкой металлической стенки клина.
Электрическая машина с жидкостным охлаждением, например испарительным, обмотки возбуждения, содержащая явнополюсный ротор с подачей хладагента из центрального отверстия вала по радиальным каналам в ярме в аксиальные полости в основаниях U-образных клиньев, закрепляющих обмотку на роторе, и с выбросом хладагента в воздушный зазор, отл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения интенсивности охлаждения боковых поверхностей обмотки возбуждения и по5 вышения жесткости клиньев, последние выполнены составными из тонкостенного листового металла с внешней частью, прилегающей к боковым поверхностям обмотки, и внутренней частью с гофрированными боковыми стен10 ками, образующими радиальные каналы, соединяющие упомянутые полости в основаниях клиньев с воздушным зазором.