Механизм для автоматического вывода ветряка голландского типа из-под ветра при буре

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1," ) Я <3581

Класс 88с, )

«aXOVMOE CSelE VbG1aO JL«H305PETEHHE

ОПИСАНИЕ механизма для автоматического вывода ветряка голландского типа из-под ветра при буре.

К аьторскому свидетельству Б. Б. Кажйнского, заявленному

18 сентября 1934 года (спр. о перв. № 154199).

0 выдаче авторского свидетельства опубликовано 30 июня 1935 года. (46) Устан вка ветряков голландского типа в рабочее положение по направлению ветра или увод их из-под действия бури (в холостое положение) достигаются обычно ручным приспособлением. Это есть так называемое водило в виде двух-трех бревен, опускающихся с шатра мельницы к земле. Для того, чтобы повернуть ветряк из одного по. ложения в другое, требуется приложить к водилу усилие нескольких человек, а иногда даже впрягать лошадь. По этой причине работники на ветряке не всегда осуществляют этот поворот вовремя, по недосмотру и из-за халатности оставляя ветряк в прежнем положении, хотя ветер и изменил свое направление или же превратился в бурю.

Отсюда происходят потери в мощности ветряка, если рабочий ветер переменил направление, и даже разнос (поломка) ветряка, если ветер перешел в бурю и застиг ветряк в лобовом положении.

Предлагаемый механизм имеет целью устранить эти недостатки путем применения автоматического поворота ветряка и вывода его из-под бури.

На чертеже фиг. 1 изображает вид механизма для автоматического вывода в етряка голландского типа из-под ветра при буре; фиг. 2 †в приспособления для вы лючения виндроз.

Для автоматического поворота ветряка в лобовое положение при перемене направления рабочего ветра достаточно применить общеизвестные виндрозы.

В данном случае применение виндроз является просто технической рационализацией ветряка и входит в комплект предлагаемого механизма.

Вращение виндроз 1 передается парой конических шестерен 2 горизонтальному валику 3, на другом конце которого насажена цилиндрическая зубчатка 4. В нужные моменты эта ше, стерня приводится в сцепление с зуб) чаткой 5 при помощи отдельного нижеописанного приспособления. Здесь важно отметить, что в непосредственное сцепление между собою обе эти зубчатки 4 и 5 никогда не входят.

Горизонтальный валик, на котором насажена зубчатка 5, проходит сквозь два подшипника 6, прикрепленные к нижней поверхности шатрового венца.

Между этими двумя подшипниками на горизонтальный валик насажен на шпонке ролик 7, который может катиться по рельсовому кругу 8, уложенному на верхней постели венца башни ветряка.

На ряду с рабочим роликом 7 под шатром уложены еще ролики для, облегчения поворота шатра. Таким образом вращение виндроз передается на ролик 7, осуществляя тем самым поворот ветряка в лобовое положение, если ветер стал боковым.

Механизм, выводящий ветряк из-под разрушительного действия бури, заключается в следующем.

Над коньком крыши шатра в особой деревянной клетке устанавливается отдельный ветряк 9. Нижний конец вала этого ветряка пропущен сквозь крышу шатра и на нем укреплена катушка 10, на которую наматывается трос 11, пропущенный через систему блоков 12.

Другой конец этого троса укреплен к проушине муфты, несущей на себе конический фрикционный шкив И, насаженный на шпонке на одном валу с зубчаткой 5.

Во время бури, когда ветряк 9 приходит во вращение, наматывающийся на катушку 10 трос 11 притягивает шкив 13 (по чертежу налево) в пунктирное положение. Тогда этот шкив приходит в соприкосновение со вторым фрикционным шкивом 14, насаженным на главном рабочем валу 15 ветряка.

Благодаря этому сцеплению вращение вала 15 передается ролику 7 и весь шатер, поворачиваясь, выводит крылья ветряка из-под бури.

На случай порчи автомата предусмотрено ручное включение шкива 13 при помощи коленчатого рычага 16, который тогда переводят в положение, изображенное пунктиром. Для фиксации этого положения рычага, в случае, если нужен длительный вывод ветряка в холостое состояние, имеется напра- вляющая дуга 17 с прорезом, в котором проходит палец от рычага 16. На этом пальце, на нарезке насажена гайка или ласточка, которая позволяет зажать палец в направляющей дуге в нужном положении. Дуга 17 прикреплена к поперечному бревну 18.

В случае, если буря ослабла и ветряк должен опять вращаться, т. е. его крылья должны притти в лобовое положение, вступает в действие пружина 19, которая отрегулирована так, что отжимает шкив 13 направо, выключая

его из соприкосновения со шкивом 14, когда давление ветра на лопасти ветряка не превышает давления максимальной рабочей скорости ветра.

Для того, чтобы во время вывода ветряка из-под бури не было противодействия со стороны виндроз, применяется отдельное приспособление, а именно паразитная пружинная LUастерня 20 (фиг. 2). Когда виндрозы находятся в действии, то шестерня 20, будучи притянута пружино" 21, сцепляет зубчатку 4 с зубчаткой 5. Когда во время бури требует-.я, чтобы виндрозы не работали, то шестерня 20 оттягивается вверх тросом 22, перекинутым через блок 23, благодаря чему обе зубчатки 4 и 5 разобщаются друг от друга.

Поднятая вверх шестерня 20 упирается в тормозное приспособление 24, не позволяющее виндрозам вращаться.

Трос 22 другим своим концом прикреплен к тросу 11 в какой-нибудь точке 25, расположенной между двумя верхними блоками 12.

Для того, чтобы трос 11 не задевал за щит главного вала и осуществлялась равномерная, а не односторонняя тяга, трос ll, начиная от точки 25, разветвляется на два троса, которые проходят вниз каждый по своей системе блоков 12. Ина,е говоря, блоки эти должны быть парными, а не одинарными. Нижние концы тросов 11 подходят к муфте шкива 13 с обеих сторон, окружая с двух сторон пружину 19, чтобы не задевать ее.

Предмет изобретения.

1. Механизм для автоматического вывода ветряка голландского типа из-под ветра при буре, отличакицийся применением отдельного ветряка 9 с катушкою 10 для наматывания троса 11, с целью приведения при посредстве последнего в сцепление находящегося под нагрузкой пружины 19 фрикционного шкива 13 с фрикционным шкивом 14 вала ветряка, и действием его — поворота шатра с ветряком.

2. Применение в механизме по и. 1, в случае использования виндроз для

Энсперт А. Г4. Самусь

Рехапор А. А. Денисов регулирования ветряка, отдельного приспособления, предназначенного для выключения виндроз при включении в действие ветряка 9 и состоящего из паразитной пружинной шестерни, предна значенной для сцепления зубчаток 4 и 5 передачи от виндроз 1, выводимой из сцепления и прижимаемой к тормозному приспособлению 24 тросом 22, при соединенным к тросу 11.

Р4 л

Р/ : пп. „1!рпйполвграф . Таибсвская, 12. За@ 3762