Колодочный тормоз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (<>1 436942
Союз Советских
Социалистических республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 08.01.73 (21) 1868289/25-27 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 25.07.74. Бюллетень № 27
Дата опубликования описания 06.11.74 (51) М. Кл. F 16с1 51/66
Государственный номитет
Совета Министров СССР
IlD делам иэасретений и отнрытий (53) УДК 621-592(088.8) (72) Авторы изобретения
Э. М. Гусельников и В. Б. Тармаев (71) Заявитель (54) КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в электроприводах.
Известен колодочный тормоз, содержащий колодки, взаимодействующие с уста новленным в корпусе на приводном валу электродвигателя барабаном, и тормозной элемент, взаимодействующий с его торцовой поверхностью, а также управляющее гидравлическое устройство.
Однако указанный колодочный тормоз управляется гидравлически, сложен по конструкции и имеет большие габариты, что затрудняет возможность пристраивания его к исполнительным механизмам.
С целью упрощения конструкции и обеспечения компактности механизма, тормозной элемент выполнен в виде подпружиненных от корпуса фрикционного диска с зубчатым венцом, по периферии входящим в зацепление с зубчатым сектором, вьвполпенным на шар нирно установленном в корпусе разжимном кулачке, расположенном между колодками и взаимодействующим с ними, а управляющее устройство выполнено в виде воздействующего на диск электромагнита, встроенного в корпус.
В случае использования тормоза .в самотормозящемся электродвигателе управляющее устройство выполнено в виде дополнительной
2 части обмотки электродвигателя и взаимодействующего с ним якоря с тягой, связывающей последний с фрикционным диском, На фиг. 1 дан продольный разрез колодочного тормоза, управляемого встроенным электромагнитом; на фиг. 2 — колодочный тормоз, пристроенный к самотормозящемуся электродвигателю, продольный разрез; на фиг. 3— колодочный тормоз с замкнутыми тормозны10 ми колодками.
На приводном валу 1 с помощью шпонки 2 и гайки 3 закреплен тормозной барабан 4.
В от верстии 5 корпуса 6 установлен зубчатый тормозной диск 7, взаимодействующий с об15 моткой возбуждения 8 электромагнита при включении тока и с силовой пружиной 9 при
er o выключении, На торцовой поверхности тормозного диска 7, обращенной к тормозному барабану 4, закреплена фрикционная наклад20 ка 10. Через зубчатое соединение тормозной диск 7 сцеплен с сектором 11 кулачка 12, который болтом 13 шарнирно прикреплен на корпусе 6. Кулачок 12 через регулируемые упоры 14 воздействует на колодки 15, кото25 рые пальцами 16 укреплены на корпусе 6. Колодки 15 с фрикционными накладками 17 при расторможенном приводе оттянуты пружиной
18 от тормозного барабана 4. Степень перемещения колодок 15 ограничивается упорами
30 19 и вырезами 20.
Самотормозящийся электродвигатель с данным колодочным тормозом (см. фиг. 2) имеет, кроме того, дополнительную часть ротора 21, которая взаимодействует с якорем 22, связанным через тягу 23 с тормозным диском 7.
Работа колодочного тормозя осущесчвляетс;, следующим образом.
После снятия питающего напряжения с обмотки возбуждения 8 тормозной диск 7 под воздействием силовой пружины 9 перемещается в осевом направлении (на чертеже вправо) и фрикционной накладкой 10 сцепляется с вращающимся барабаном 4. В результате этого, тормозной диск 7, поворачиваясь вместе с барабаном 4 на некоторый угол, через зубчатое соединение поворачивает также и зубчатый сектор 11, жестко связанный с кулачком 12. При этом кулачок 12, разворачиваясь и преодолевая сопротивление пружины
18, раздвигает колодки 15, которые, прижимаясь тормозными накладками 17 к тормозному барабану 4, тормозят вал 1.
Расторможивается колодочный тормоз при включении электродвигателя, а следовательно, при подаче питания на обмотку возбуждения электромагнита. После того как тормозной диск 7 под действием магнитного потока, возникающего вокруг обмотки возбуждения 8, отходит от тормозного барабана 4, тормозные колодки 15, стягиваемые пружиной
18, разворачивают кулачок 12, а вместе с пим сектор 11 и тормозной диск 7 в исходное положение. При этом происходит расторможивание тормозного барабана 4 и освобождение приводного вала 1.
436942
В том случае, когда данный колодочный тормоз пристраивается к самотормозящемуся электродвигателю, заторможивание его происходит также за счет пружины 9, а расторможивание — за счет магнитных потоков, возникающих в дополнительной части ротора 21, которые притягивают к торцу его якорь 22 и через Iягу 23 отодвигают тормозной диск 7 от тормозного барабана 4.
Далее процесс расторможивания идет так же, как и в случае со встроенным электромагнитом.
Предмет изобретения
1. Колодочный тормоз, содержащий колодки, взаимодействующие с установленным в кор пусе на при водном валу электродвигателя барабаном, и тормозной элемент, взаимодей20 ствующий с его торцовой поверхностью, а также управляющее устройство, о т л и ч а ющий ся тем, что, с целью упрощения конструкции и обеспечения компактности механизма, тормозной элемент вы полнен в виде
25 подпружиненного от корпуса фрикционного диска с зубчатым венцом по периферии, входящим в зацепление с зубчатым сектором, выполненным на шарнирно установленном в корпусе разжимном кулачке, расположенном
30 между колодками и взаимодействующим с ними.
2. Тормоз по п. 1, отличающийся тем, что управляющее устройство выполнено в виде воздействующего на диск электромагнита, 35 встроенного в корпус, 436942
Фиг 3
Составитель И. Чернышова
Техред В. Рыбалова
Корректор T. Хворова
Редактор Л. Лашкова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 2967/18 Изд. № 72 Тираж 875 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5