Блокируемая гидродинамическая муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

437863

Союз Советских

Социалистических

Республик

К ЛВтОРСКОМУ СВИДНЕЛЬСтВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 13.03.73 (21) 1893183/24-6 с присоединением заявки №

М Кл, F 16I1 47, 08

Опубликовано 30.07.74. Бюллетень № 28

Дата опубликования описания 07.02.75

) УДК 621.825-585.22 (088.8) оо делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

Б. А. Лабковский (7I) Заявитель

Кузбасский политехнический институт (54) БЛОКИРУЕМАЯ (ИДРОДИИАМИЧЕСКАЯ МУФТА

r0cyaaÐcòâåííûé комитет (32) Приоритет

Совета Министров СССР

Изобретение относится к гидродинамическим передачам.

Известны блокируемые гидродпнамические муфты, состоящие из ведущего и ведомого валов и механизма блокирования.

Однако в установившемся режиме работы такие муфты теряют свои вибрационные свойства.

Цель изобретения — устранение указанного недо ста тк а.

Для этого механизм блокирования выполнен в виде дифференциала, центральное зубчатое колесо которого связано с ведущим валом, водило — с ведомым валом, а каждый сателлит выполнен полым и внутренней цилиндричсской поверхностью взаимодействует с цилиндрическим участком соответствующего грузового звена, свободно установленного на валике соответствующего сателлита на упругой втулке.

На фиг. 1 представлена кпнематическая схема предлагаемой муфты; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1.

Муфта состоит из насосного колеса 1, жестко закрепленного на ведущем валу, и турбинного колеса 2, жестко закрепленного на ведомом валу. Кроме того, на ведущем валу жестко закреплено центральное зубчатое колесо 3 дифференциала. С ведомым валом жестко связано водило 4 лифференциала.

Каждый сателлит 5 дифференциала выполнен полым с внутренней цилиндрической поверхностью.

Каждое неуравновешанное грузовое звено 6, установленное на упругой втулке 7, может свободно вращаться на валике соответствующего сателлита.

Муфта работает следующим образом.

В начале разгона гидромуфта передаст весь

10 момент двигателя, под действием которого начинает разгоняться ведомый вал.

Прп вращении водила 4, соединенного с всдомым валом, возникает центробежная сила инерции F, действующая на грузовое звено 6.

15 Нормальная составляющая X этой силы ) создает давление на поверхности контакта грузового звена с внутренней поверхностью сателлита. Обусловленное силой трения, вызванной действием составляющей Л, сцепление

20 между грузовым звеном 6 и сателлитом 5 способствует вращеншо грузового звспа вместе с сателлитом.

Однако этому вращению грузового звена будет препятствовать касательная составляю25 щая T силы инерции F.

Таким образом, в период разгона ведомого вала грузовое звено установится в положешш, характеризуемом равенством момента спл трснпя на поверхности грузового звена моменту

30 тангенцпальной составляющей Т относительно

437863 оси вращения сателлита, При этом часть момента двигателя начинает передаваться на ведомый вал благодаря трению грузового звена о поверхность сателлита.

Чем выше угловая скорость ведомого вала, тем больше сила прижатия грузового звена к поверхности сателлита.

Таким образом, часть энергии, передаваемая через фрикционную связь, по мере разгона системы непрерывно возрастает и наконец вся энергия начинает передаваться механическим путем. С этого момента гидромуфта оказывается сблокированной.

Однако в этом режиме муфта тем не менее работает как упругая, у которой момент сил инерции на сателлите уравновешивается внешними моментами, приложенными к ведущему и ведомому валам. Причем в зависимости от величины последних устанавливается соответствующее динамическое равновесие системы, характеризуемое углом деформации р.

Любое изменение внешней нагрузки вызывает изменение деформации р, чем и объясняется «упругий» характер связи.

Предмет изобретения

Блокируемая гидродинамическая муфта, состоящая из ведущего и ведомого валов и меха10 низма блокирования, отличающаяся тем, что, с целью улучшения виброизоляционных свойств муфты в установившемся режиме работы, механизм блокирования выполнен в виде дифференциала, центральное зубчатое ко15 лесо которого связано с ведущим валом, водило — с ведомым валом, каждый сателлит выполнен полым и внутренней цилиндрической поверхностью взаимодействует с цилиндрическим участком соответствующего грузового

20 звена, свободно установленного на валике соответствующего сателлита на упругой втулке.