Блокируемая гидродинамическая муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
437863
Союз Советских
Социалистических
Республик
К ЛВтОРСКОМУ СВИДНЕЛЬСтВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 13.03.73 (21) 1893183/24-6 с присоединением заявки №
М Кл, F 16I1 47, 08
Опубликовано 30.07.74. Бюллетень № 28
Дата опубликования описания 07.02.75
) УДК 621.825-585.22 (088.8) оо делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения
Б. А. Лабковский (7I) Заявитель
Кузбасский политехнический институт (54) БЛОКИРУЕМАЯ (ИДРОДИИАМИЧЕСКАЯ МУФТА
r0cyaaÐcòâåííûé комитет (32) Приоритет
Совета Министров СССР
Изобретение относится к гидродинамическим передачам.
Известны блокируемые гидродпнамические муфты, состоящие из ведущего и ведомого валов и механизма блокирования.
Однако в установившемся режиме работы такие муфты теряют свои вибрационные свойства.
Цель изобретения — устранение указанного недо ста тк а.
Для этого механизм блокирования выполнен в виде дифференциала, центральное зубчатое колесо которого связано с ведущим валом, водило — с ведомым валом, а каждый сателлит выполнен полым и внутренней цилиндричсской поверхностью взаимодействует с цилиндрическим участком соответствующего грузового звена, свободно установленного на валике соответствующего сателлита на упругой втулке.
На фиг. 1 представлена кпнематическая схема предлагаемой муфты; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1.
Муфта состоит из насосного колеса 1, жестко закрепленного на ведущем валу, и турбинного колеса 2, жестко закрепленного на ведомом валу. Кроме того, на ведущем валу жестко закреплено центральное зубчатое колесо 3 дифференциала. С ведомым валом жестко связано водило 4 лифференциала.
Каждый сателлит 5 дифференциала выполнен полым с внутренней цилиндрической поверхностью.
Каждое неуравновешанное грузовое звено 6, установленное на упругой втулке 7, может свободно вращаться на валике соответствующего сателлита.
Муфта работает следующим образом.
В начале разгона гидромуфта передаст весь
10 момент двигателя, под действием которого начинает разгоняться ведомый вал.
Прп вращении водила 4, соединенного с всдомым валом, возникает центробежная сила инерции F, действующая на грузовое звено 6.
15 Нормальная составляющая X этой силы ) создает давление на поверхности контакта грузового звена с внутренней поверхностью сателлита. Обусловленное силой трения, вызванной действием составляющей Л, сцепление
20 между грузовым звеном 6 и сателлитом 5 способствует вращеншо грузового звспа вместе с сателлитом.
Однако этому вращению грузового звена будет препятствовать касательная составляю25 щая T силы инерции F.
Таким образом, в период разгона ведомого вала грузовое звено установится в положешш, характеризуемом равенством момента спл трснпя на поверхности грузового звена моменту
30 тангенцпальной составляющей Т относительно
437863 оси вращения сателлита, При этом часть момента двигателя начинает передаваться на ведомый вал благодаря трению грузового звена о поверхность сателлита.
Чем выше угловая скорость ведомого вала, тем больше сила прижатия грузового звена к поверхности сателлита.
Таким образом, часть энергии, передаваемая через фрикционную связь, по мере разгона системы непрерывно возрастает и наконец вся энергия начинает передаваться механическим путем. С этого момента гидромуфта оказывается сблокированной.
Однако в этом режиме муфта тем не менее работает как упругая, у которой момент сил инерции на сателлите уравновешивается внешними моментами, приложенными к ведущему и ведомому валам. Причем в зависимости от величины последних устанавливается соответствующее динамическое равновесие системы, характеризуемое углом деформации р.
Любое изменение внешней нагрузки вызывает изменение деформации р, чем и объясняется «упругий» характер связи.
Предмет изобретения
Блокируемая гидродинамическая муфта, состоящая из ведущего и ведомого валов и меха10 низма блокирования, отличающаяся тем, что, с целью улучшения виброизоляционных свойств муфты в установившемся режиме работы, механизм блокирования выполнен в виде дифференциала, центральное зубчатое ко15 лесо которого связано с ведущим валом, водило — с ведомым валом, каждый сателлит выполнен полым и внутренней цилиндрической поверхностью взаимодействует с цилиндрическим участком соответствующего грузового
20 звена, свободно установленного на валике соответствующего сателлита на упругой втулке.