Устройство для защиты самолетного генератора постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
:1 т
ОПИСАНИЕ ии 438077
Союз Советских
Социалистических
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Ресвтбчик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 02.07.71 (21) 1679737/24-7 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 30.07.74. Бюллетень № 28
Дата опубликования описания 06.08.75 (51) М. Кл. Н 02h 7,06
Государственный комитет
Совета Министров СССР (553) УДК 621.316.925: .313.12(088.8) во делам изобретений н открытий (72) Авторы изобретения
Г. А. Сакулин, В. В. Иващенко, М. А. Винокуров, Э, Н. Коршунов и А. Ф. Громов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ САМОЛЕТНОГО
ГЕНЕРАТОРА ПОСТОЯННОГО ТОКА
Изобретение относится к системам защиты электрооборудования.
Известны устройства для защиты генераторов постоянного тока от коротких замыканий, содержащие блок совпадения, один вход которого подключен к датчику напряжения, другой — к датчику тока, а выход — к исполнительному органу.
Однако известные устройства не срабатывают при повреждении в самом генераторе или на участке от генератора до коммутирующего устройств,а, С целью повышения надежности защиты датчик тока предложенного устройства установлен в минусовом проводе последовательно с генератором, датчик напряжения подключен к входному зажиму коммутирующего устройства, а исполнительный орган включен в цепь обмотки возбуждения.
С целью упрощения устройства датчик тока может быть заменен датчиком скорости вращения авиадвигателя.
На фиг. 1 приведена принципиальная схема предлагаемого устройства; на фиг. 2— схема устройства защиты самолетного генератора с датчиком скорости вращения авиадвигателя.
Для определения состояния генератора применяют способ аналогичный способу измерения мощности, отдаваемой генератором, но поскольку в данном случае определяется не величина отдаваемой мощности, а рабочее состояние генератора, оказалось возможно воспользоваться логическим уравнением
- Р= U.I, где U — отсутствие напряжения на конце силовой линии; I — ток, отдаваемый генератором.
10 Блок совпадения решает указанное уравнение в зависимости от сочетания входных параметров: при остановленном генераторе
Р U I 10 О, при работающем на холостом ходу генераторе
P=U 1=0 0=0;
20 при работе генератора на нагрузку — P=U 1=1 ° 1=1; при работающем генераторе и коротком замыкании в силовой линии
25 — P=U 1=1 ° 1=1.
Как видно из функциональной схемы при отсутствии напряжения на конце силовой линии
1 и наличии тока генератора с датчика 2 блок
30 совпадения 3, решающий уравнение P=U 1, 438077
О.В. выдает сигнал на исполнительный орган 4, который разрывает цепь обмотки возбуждення (О. В.) генератора 5.
При коротком замыкании на силовой линии
1 генератора ток возрастает до величины
1ген)1зад, ITO соответствует 1= 1 В уравнении
P=U.I, а напряжение на конце фидера снижается до минимального значения U Ä что соответствует в уравнении U=1, и блок совпадения 3 выдает сигнал на исполнительный орган 4.
Не всегда на самолете можно реализовать указанное уравнение в явном виде из-за невозможности замера тока генератора в некоторых случаях. Поэтому уравнение можно привести к виду P=U n (2), где U — отсутствие напряжения на конце силовой линии; п — обороты авиадвигателя, вращающего ротор генератора. 20
В уравнении (2) ток входит в качестве косвенного параметра через обороты авиадвигателя, указывающего, что генератор должен отдавать электрическую энергию, а напряжение на конце силовой линии указывает на по- 2В ступление этой энергии в бортовую сеть.
Уравнение (2) также описывает все возможные случаи работы генератора: при остановленном авиадвигателе, а следовательно, и отсутствии напряжения на конце силовой линии
P=U n=0 0=0; при работе авиадвигателя на оборотах ниже определенных (отсутствие сигнала n) — P= U n= l 0=0; при нормальной работе генератора на бортовую сеть и наличии сигнала по оборотам авиадвигателя P= U n=
=0.1=0; при коротком замыкании на силовой линии генератора и наличии сигнала п о работе авиадвигателя на режимах выше определенных оборотов — P = U и = 1 ° 1 = 1. 4о
Последнее уравнение указывает, что при коротком замыкании обороты генератора достаточно высоки и он должен отдавать энергию в сеть, а отсутствие напряжения на конце силовой линии указывает на наличие короткого замыкания на силовой линии или какую-либо другую неисправность генератора. В этом случае генератор должен быть отключен от силового провода или развозбужден.
В соответствии с изложенным разработана функциональная схема, представленная на фиг. 2, позволяющая реализовать указанное уравнение.
Вал (ротор) генератора 5 и датчик оборотов
6 приводятся во вращение авиадвигателем 7 сигналы с конца силовой линии 1 и датчика оборотов подаются на блок совпадения 3, уп. равляющий исполнительным органом 4, разрывающим цепь О.В. генератора при поступлении в него сигнала.
Устройство не защищает генератор при оборотах ниже выбранных (при отсутствии сигнала и), но как показали испытания ток короткого замыкания в этом случае для генератора не опасен. Кроме того, эти обороты ниже полетных и при увеличении их по поступлении сигнала и генератор развозбуждается.
Предмет изобретения
Устройство для защиты самолетного генератора постоянного тока от коротких замыканий в силовых линиях, содержащее блок совпадения, один вход которого подключен к датчику напряжения, другой — к датчику тока, а выход к исполнительному органу, о т л ич а и щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности защиты датчик тока включен в минусовом проводе последовательно с генератором, датчик напряжения подключен к входному зажиму коммутирующего элемента, а исполнительный орган включен в цепь обмотки возбуждения.