Способ первичной перегонки нефти
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (и) 438675
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 15.01.69 (2!) 1297800/23-4 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 05.08.74. Бюллетень № 29
Дата опубликования описания 21.01.75 (51) М. Кл. С 10g 7/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР оо делам изооретениР н открытий (53) УДК 665.63(088.8) (72) Автор изобретения
А. К. Мановян (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ
Изобретение относится к области перегонки нефти и может найти применение на нефтеперерабатывающих заводах.
Известен способ атмосферно-вакуумной перегонки нефти, когда с целью повышения четкости отделения и полноты извлечения газойлевых фракций тяжелый газойль атмосферной колонны из нижней отпарной секции в смеси с вакуумным газойлем, отобранным от мазута в вакуумном испарителе, направляют в отдельную колонну с промежуточным вакуумом, в которой сверху отбирают целевой газойль, а снизу — тяжелую фракцию, смешиваемую с остатком, выходящим снизу вакуумного испарителя. Дополнительным источником тепла в этой отдельной колонне служит горячая струя, циркулирующая через специальную печь.
Недостатком этого способа являются дополнительные затраты тепла и усложнение схемы, а также неполный отбор светлых»родуктов.
Целью изобретения является повышение четкости отделения от мазута и увеличение отбора светлых дистиллятов нефти.
Это достигается тем, что вся флегма с нижних тарелок укрепляющей части атмосферной колонны дросселируют в промежуточную колонну, в которой при остаточном IIàâëåíèè
100 — 300 мм рт. ст. отбирают одну или несколько тяжелых фракций дизельного топлива, кипящих при температуре свыше 200 С.
С целью полного извлечения из мазута фракций нефти, кипящих до 360 С, мазут снизу атмосферной колонны подают в низ промежуточной колонны, куда подводят водяной пар в количестве до 1,5% к количеству мазута.
Способ поясняется чертежом.
1о Нагретую до 340 — 360 С нефть (или предварительно отбензиненную нефть) подают B атмосферную колонну 1, в которой от нее отбирают бензин, керосин, дизельное топливо и в остатке мазут. В колонну 1 сверху пода15 ют орошение, а снизу — водяной пар. С нижней тарелки укрепляющей части колонны 1 из увеличенного по объему сливного кармана, не имеющего прямого стока жидкости в отгонную часть, с помощью регулирующего устрой2О ства 2 выводят весь поток флсгмы температурой 310 — 330 С. которую через дроссельный клапан 3 направляют в секцию питания промежуточной колонны 4. Кроме нижней тарелки флегма может частично выводиться в ту
25 же линию с одной из вышележащих тарелок.
При входе в промежуточную колонну температура флегмы снижается до 260 — 280 С за счет образования 30 — 60% паровой фазы.
Мазут температурой 320 †3 C снизу коч() лонны 1 направляют (частично или полно438675
315
290
260
3,2
Фракционный состав по ИТК сырья и продуктов ректификации в колонне 4 (вес., ) Пределы кипения фракции, ОС
Остаток колонны
Флегма из колонны 1
Мазут из колонны 1
Фракция
300 — 360 С
Фракция
200 †3 С
200 †2
220 †2
240 †2
260 †2
280 †3
300 †3
320 †3
340 — 360
360 †3
380 †4
400
1,4
1,9
4,6
3,6
5,8
6,5
10,8
15,5
20,3
19,7
10,9
7,5
13,5
19,0
29,0
26,0
6,0
1,0
1,5
2,0
2,5
3,5
5,5
7,5
8,5
68,0
3,5
19,5
33,0
36,0
8,0
3,5
6,0
6,5
84,0
Предмет изобретения стью) через дросселирующее устройство 5 под нижнюю тарелку отгонной части колонны 4, где он частично (5 — 10О/о) испаряется сам и испаряет флегму, стекающую с тарелок, создавая поток парового орошения. В низ колонны 4 может подаваться также водяной пар.
Снизу промежуточной колонны 4 утяжеленный мазут насосом 6 откачивается с установки как компонент топлива или через печь на последующую переработку (например перегонку). В этот же поток мазута насосом 7 откачивают избыток (если в колонну 4 он подается не весь) мазута из атмосферной колонны 1.
На верхних тарелках колонны 4 циркулирует орошение и из укрепляющей части выводят тяжелые фракции (одну или две) дизельного топлива (3 — 8 /о от нефти). Пониженное давление в промежуточной колонне получают с помощью вакуумсоздающего устройства 8, с которым промежуточная колонна 4 соединена через регулирующий орган 9.
Полученные в промежуточной колонне 4 тяжелые фракции дизельного топлива компаундируют с нефтепродуктами атмосферной перегонки или используют самостоятельно как сырье для последующих процессов (например для получения жидких парафинов).
Пример. Предлагаемый способ первич1. Способ первичной перегонки нефти, осуществляемый путем атмосферной перегонки с отбором светлых нефтепродуктов и вакуумной перегонки мазута, отличающийся тем, что с целью увеличения отбора светлых нефтепродуктов и повышения четкости их отделения от мазута, всю флегму с нижних тарелок укрепляющей части атмосферной колонны дросселируют в промежуточную колонной перегонки нефти осуществляют на установке мощностью 2 млн. т нефти в год (состав флегмы и мазута и их количества — фактические, остальные данные — расчетные):
5 Количество, т/час: флегмы в колонну 4 10 мазута 120 фракции 200 †3 С из колонны 4 5 фракции 300 — 360 С из колонны 4 6 водяного пара в колонну 4 0,2
Температура, 0 С: флегмы, выходящей из колонны 1 флегмы на входе в колонну 4 мазута на входе в колонну 4 325 на верху колонны 4 60 в низу колонны 4 315 фракции 200 — 300 С на выходе из колонны 4 190 фракции 300 — 360 С на
25 выходе из колонны 4
Давление на верху колонны 4, мм рт. ст. 170
Кратность орошения в колонне 4 ну, в которой при остаточном давлении 100—
300 мм рт. ст. отбирают одну или несколько тяжелых фракций дизельного топлива, кипящих при температуре свыше 200 С.
2. Способ по п. 1, отличающийся
35 тем, что, с целью полного извлечения из мазута фракций нефти, кипящих до 360 С, мазут снизу атмосферной колонны подают в низ промежуточной колонны, куда подводят водяной пар в количестве до 1,5 /о к количеству
40 мазута.
Вадя пар
Составитель Т. Мелик-Ахназаров
Редактор E. Сотник Техред 3, Тараненко Корректор И. Позняковская
Заказ 3669/5 Изд. Мв 145 Тираж 537 Подписное
Г НИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2