Подшипник скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

OllMCAHHE

ИЗОБРЕТЕНИЯ п11 4388I6

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 29.03.71 (21) 1644423у24-6 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 05.08.74. Бюллетень № 29

Дата опубликования описания 27.01.75 (51) М. Кл. F 16с 17/04

F ОЗЬ 11/06

Государственный комитет

Саввта Министров СССР ав делам изобретений е открытий (53) УДК 621.822.5 (088.8) (72) Авторы изсбретения Е. И. Квитницкий, Ю. Д. Полтавский, А. Д. Тодоров и В. В. Остапенко (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к опорам верпикальных валов и предназначено для использования в опорных узлах преимущественно гидромашин и электромашин.

Известны многосегментные подшипники с самоустанавливающимися сегментами, II plHменяемые в качестве напр авляющих опор гидромашин и электрома шин и воспринимающие нагрузки, переменные по величине и напр авлен ию.

Однако в таких подшипниках зоны гидродинамических давлений по окружности папфы вала имеют разрывы на участках между двумя соседними сегментами, так как суммарный угол охвата всех сегментов меньше

360 . Вследствие этого при работе таких подшипников максимальные смещения центра вала от центра подшипника наблюдаются в моменты действия нагрузок,,направленных в промежутки между двумя соседними вкладышами, где,происходит разрыв несущих зон гидродинамических давлений по окружности цапфы вала. Это приводит к ухудшению работы агрегата в целом, вызывая вибрацию в уплотнениях рабочих колес радиально-осевых турбин и уплотнениях вала.

Целью изобретения является достижение более точного центрирования вращающегося динамически нагружен ного вала и повышение несущей способности подшипника.

Для этого сегменты предлагаемого подшипника размещены в два ряда по длине цапфы вала, а в каждом ряду равно расположены по окружности цапфы, .причем сег5 менты одного ряда смещены по окружности относительно второго ряда iHB половину центрального угла между смежными сегментам и первого ряда.

Кроме того, сумма рный угол охвата обоих

10 рядов сегментов болыше или равен 360 .

Таким образом, в поперечном сечении подшипника опорные поверхности сегментов обоих рядов взаимно перекрывают друг дру. га, что обеспечивает подшипнику повышен15 ную несущую способность при любом .направлени и внешней нагрузки и более точное центрирование вращающегося вала в опоре.

На фиг. 1 изображен продольный разрез описываемого под|шипника; на фиг. 2 — раз2о рез по А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — развертка подшипника; на фиг. 4 (а, б) — схема подшипника с эпюрами пидродинамических давлений.

Сегменты 1 установлены в два ряда по

25 длине цапфы вала 2 и равно расположены по

его окружности. Вид на сегменты в развертке по окружности подшипника представлен на фиг. 3. Сегменты одного ряда смещены по окружности на половину центрального угла

30 между смежными сегментами другого ряда, а

438816 суммарный угол охвата обоих рядов сегментов превышает 360 . В зависимости от диаметра вала число сегментов в каждом ряду может быть от четырех до двенадцати. Каждый сегмент опирается на сферическую поверхность болта-упора 3, ввинченного в корпус подшипника 4, общего для обоих рядов сегментов. Сегменты верхнего ряда установлены на кронштейны 5. Регулировкой положения болтов-упоров 3 в корпусе 4 обеспечивается требуемая величина радиального зазора в подшипнике.

В процессе работы предложенного,подшипника разрывы несущих зон для подшипника в целом исключены, так как благодаря взаимосмещенному расположению сегментов в их рядах, разрывы несущих зон в одном ряду (фиг. 4, а) компенсируются,HB данном участке окружности цапфы вала наличием несущей зоны у сегментов другого ряда (фиг. 4,б), вследствие чего уменьшается величина смещения центра вала и увеличивается несущая способность подшипника.

Способ смазки подшипника определяет его остальные конструктивные элементы. Описываемый подшипник рассчитан на применен не в качестве на правляющей опоры вертикального вала гид ротурбины и смазывается маслом, наполняющим нижнюю камеру 6, ограниченную вьггородкой 7. Уровень смазки достигает трети высоты сегментов верхнего ряда

5 (фиг. 1). При вращении вала масло под действием центробежных сил напнетается в камеру 8 через .радиальные отверстия 9 в нижней части цапфы вала. Поднимаясь по камере 8, масло смазывает поверхности трения, 10 отводит тепло и поступает для охлаждения в камеру б через сл ивной патрубок 10.

Текстолитовое кольцо 11 служит для разделения верхней и нижней камер.

Предмет изобретения

Подшипник скольжения преимущественно для гидротурбин, содержащий размещенные в корпусе два ряда сегментов, о т л и ч а ю20 щийс я тем, что, с,целью увеличения точност и центровки вала во время работы и повышения несущей способности подшипника, сегменты одного ряда смещены по окружности на половину центрального угла между смеж25 ными сегментами другого .ряда, а суммарный угол охвата обоих рядов сегментов больше или равен 360 .

438816

Составитель Т. Довгели

Техред Т. Курилко

Редактор E. Братчикова

Корректоры: Л. Котова и 3. Тарасова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 3707/15 Изд. № 128 Тираж 875 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5