Упругое колесо

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

< i 439415

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства— (22) Заявлено 09.1).72 (21) 1843846/27-11 с присоединением заявки Ko— (32) Приоритет—

Опубликовано 15.08.74. Бюллетень X 30

Дата опубликования описания 26.02.75 (51) М.Кл. В 60Ь 9/26

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР па делам иэааретений и открытий (53) УДК 625.2.012.332 1 (088.8) (72) Автор изобретения

Г. В. Дракин (71) Заявитель Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта (54) УПРУГОЕ КОЛЕСО

Изобретение относится преимущественно к области рельсового транспорта, однако может быть использовано в тех отраслях народного хозяйства, тде необходимо обеспечение радиальной упругости и осевой устойчивости колес с одновременным гашением высокочастотных колебаний.

Известно колесо для рельсовых транспортных средств, содержащее ступицу, обод и упругие элементы, размещенные внутри его таоптура ся обеспечивающие поглощение энергии ударов воспринимаемым колесом. Упругие элементы выполнены в виде цилиндрических резиновых заглушек или пружин овальной формы, причеот пружины овальной формы установлены так, что образуют спицы, попарно выпнутые |навстречу друг другу и контактируемь:е с вершинами спицевых дуг, В таком колесе наблюдаются непосредственный контакт между пружинами овальной формы, что,ведет к износу контактируемых .поверхностей в процессе эксплуатации; и пониженная осевая устойчивость, так как связуютций элемент между ободом и ступицей редс собой резиновые заглушки или пружины овальной формы. К роме того, в конструкции,колеса отсутствует элемент, обеспечивающий поглощение высокочастотных колебаний.

Целью изобретения является уменьшение динамических воздействий колеса при дв ижении, т. е. обеспечение его радиальной податливости и осевой устойчивости с одновременным. гашением высокочастотных колебаний. Это достигается установкой между выпуклыми поверхностями спиц перемычек из эластичного материала, причем ступица, обод и спицы жестко соединены друг с другом или выполнены заодно.

На чертеже показано предлагаемое упругое колесо в двух проекциях, состоящее из сту,пицы 1, .обода 2 и спиц-пластин 3, между выпуклыми поверхностями .которых установлены

)5 перемычки из эластичного хтагериала 4.

Под действием напрузки при движении радиальная податливость колеса обеспечивается обоюдными прогибами выпуклых спиц-пластин

20 в нижней части колеса и их разгибом в верхней части. Спицы 3,по обе стороны от ступицы 1 испытывают относительные смещения по длине с од новременныат прогибом и разгибом, чем и обеспечивается плавность хода колеса, 25 так как под действием радиальной нагрузки спицы-;пластины постепенно испытывают разгиб в верхней части колеса, переход от разгиба к прогибу по одну из сторон от ступицы (в зависимости от направления вращения), проЗO гиб в нижней части колеса и переход от про439415

Предмет изобретения

Составитель Г. Дракин

Текред Т. Курилко

Редактор T. Юрчикова

Корректор О. Тюрина

Заказ 6538 Изд. № 1906 Тираж 678

ЦНИИПИ Государственного комитста Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Обл. тип. Костромского управления издательств, полиграфии и книжной торговли гнба к разгибу по другую сторону от ступицы.

Под нагрузкой ступица смещается вниз относительно обода 2.

Обоюдный прогиб каждой пары спиц-пласти навстречу друг другу исключает появление остаточных деформаций в спицах под действием критической нагрузки н этим,предотвращает появление опасных изгибающих моментов в спицах. Расположение перемычек из эластичного материала 4 в зоне основных 1О деформаций на спицах 3 благоприятствует .восприятию ими основных нагрузок. Кроме того, перемычки из эластичного материала исключают сухое трение между выпуклыми поверхностями спиц-,пластин при относительном их смещении по длине в работе по оое стороны от ступицы колеса, т. е. при переходе от прогиба к разгибу и наоборот.

Наличие перемычек из эластичного материала между выпуклыми спицами обеспечивает плавную радиальную податливость колеса и позволяет гасить высокочастотные колебания (в том числе и шумовые) за счет внутреннего трения и упругости. Перемычки могут быть выполнены из резины или новых и. прогрессивных видов пластических масс. 25

С целью обеспечения эффективного прогиба сптац-пластин в зоне упругих элементов возможно выполнение выемок на выпуклых по,верхностях спиц. Этим достигается «чувствительность» и .восприимчивость колеса к ударным нагрузкам и .высокочастотным колебаниям. Кроме того, этим обеспечивается передача ударных нагрузок и высокочастотных колебаний упругому элементу.

Осевая устойчивость обеспечивается поперечным расположением спиц-пластин. Поперечное расположение спиц-пластин по всей плоскости колеса, учитывая, что обод, ступица и спицы выполнены заодно, позволяет реализовать значительную осевую устойчивость.

Величина радиальной податливости и осевой устойчивости зависит от геометрических размеров и физико-механических свойств материала колеса.

Упругое колесо преимущественно для рельсовых экипажей,;содержащее обод, ступицу и дугообразные спицы, каждая пара которых направлена выпуклой стороной друг к другу, отличающееся тем, что, с целью гашения высокочастотных колебаний, между выпуклыми поверхностями спиц установлены перемычки из эластичного материала.