Способ диагонального фрезерования зубьев пары зубчатых колес для цилиндрических передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 13.12.71 (21) 1723548/25 — 8 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (43) Опубликовано 05 07.76 Бюллетень № 25

Союз Советских

Социалистических

Республик (11) 440033 (51) М. Кл.

В 23 F 5/22

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делам иэаоретений н открытий (53) УДК 621.914.7.04:

: 621.833.621.924.6. .04 (088.8) (45) Дата опубликования описания 14.07.76 (71) Заявитель

Ростовский государственный университет

1-.101 ° Г 3 Эб (54) СПОСОБ ДИАГОНАЛЬНОГО ФРЕЗЕРОВАНИЯ ЗУБЬЕВ ПАРЫ

ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ДЛЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ (72) Авторы изоб етения В. И. Короткин и Г. А. Журавлев

Изобретение относится к области металлообработки и может быть использовано для нарезания зубьев колес цилиндрических передач с зацеплением Новикова.

Известен способ диагонального фрезерования зубьев пары зубчатых колес для цилиндрических передач обкаткой, при котором нарезание зубьев каждого колеса производят отдельной червячной фрезой.

Цель изобретения — получение зубчатой пары с 10 зацеплением Новикова с уменьшенными осевыми усилиями.

Для этого фрезы выполняют с постоянным осевым шагом витка на соосных цилиндрах, делящих пополам головку (ножку) зуба, и с плавно изменяю- 15 щимся по мере удаления от этих цилиндров переменным осевым шагом витка на других соосных цилиндрах, причем направления изменения шага для одноименных сторон зубьев обеих фрез противоположны. 20

На фиг. 1 изображена червячная фреза для нарезания первого колеса пары, осевое сечение с обозначениями шагов по левой стороне зубьев; на фиг. 2схема диагонального фрезерования зубьев первого 25 колеса пары, например, с левым направлением винтовой линии зуба.

Фрезу 1 для нарезания зубьев первого колеса пары выполняют с постоянным осевым шагом т. витка HR соосных цилиндрах, делящих пополам головку (ножку) зуба (след этих цилиндров в плоскости чертежа изображен соответственно линиямиййи

ЪЪ).

По мере удаления от этих цилиндров шаг витка выполнен плавно изменяющимся. Так, для головки зуба фрезы с удалением от линииапк вершине зуба шаг витка на соосных цилиндрах плавно увеличивается, а с удалением в сторону начальной прямой, производящей рейки фрезы, — плавно уменьшается. Например, на цилиндре, след которого изображен линией сс, шаг Р,, больше шага t, а йа иилинд

ri ре,след которого изображен линией dd шаг а меныгтт ше шага +. Для ножки зуба с удалением от лийии ее к основанию зуба шаг витка плавно увеличивается, а с удалением в сторону начальной прямой -плавно уменьшается. Например, на цилиндре, след которого изображен линией ее, шаг Р, больше шага t,a и на цилиндре, след которого изображен линией т т, шаг Ф меньше шага т..

« г н

Кроме того, на всех соосных цилиндраз исключая

3 моозз делительные (co следами ааидЪ), шаг витка выполнен переменным, т. e.: ... ит,д., Г1 Г а 5Г Ъ и д

i с Р ...итд, н н tн, %н, Нauрaвлeниe изменения шага по противоположной

Ю (п;>авой) стороне зубьев фрезы выполняют либо таким же, либо противоположным направлению изменения

à-.à по левой стороне (в случае обработки колес, предназначенных для работы с реверсивной нагрузкой) .

Фрезу для нарезания зубьев второго колеса пары выполняют аналогично, только направление изменения шага противоположно такому направлению для одноименной стороны зубьев первой фрезы.

Выполненные таким образом червячные фрезы имеют в пределах длины - профилирующей режущей час- М ти плавно увеличивающуюся (или уменьшающуюся) величину проекции на начальную плоскость отрезко: нормалей к дуговым профилям зубьев производящей рейки фрезы от теоретических точек контакта до полюсной линии. N

Фрезы работают следующим образом.

Фрезе 1, установленной на зубофрезерном станке, сообщают движение диагональной подачи в направлении Sg под углом ) к оси нарезаемого колеса 2, Угол выбирают с учетом использования всей длины L профилирующей режущей части фрезы. В процессе обработки определенные зубья фрезы профилируют зубья нарезаемого колеса в определенном сечении по их длине. Так, первый профилирующий зуб фрезы, расположенный у ее левого торца, нарезает зубья колеса в сечении A — A, а последний зуб — в сечении Б — Б.

В результате нарезаемые зубья получаются с плавно увеличивающейся или уменьшающейся от одного торца колеса к другому величиной проекции на начальную плоскость отрезков нормалей к профилям от теоретических точек контакта зубьев колес до полюсной линии.

При зацеплении зубьев колес пары линии зацепления ВВ располагаются под углом к осям колеса.

Формула изобретения

Способ диагональногс фрезеровдния зубьев пары зубчатых колес для цилиндрических передач обкаткой, при котором нарезание зубьев каждого колеса производят отдельной червячной фрезой, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью получения зубчатой пары с зацеплением Новикова с уменьшенными осевыми усилиями, фрезы выполняют с постоянным осевым шагом витка на сооснъrx цилиндрах, делящих пополам головку (ножку) зуба, и с плавно изменяющимся по мере удаления от этих цилиндров переменным осевым шагом витка на других соосных цилиндрах, причем направления изменения шага для одноименных сторон зубьев обеих фрез противоположны, 440033

Фиг. 1

Редактор Н. Василькова

Заказ 2963/216 с а д

f ь е

Составитель В. Слиткова

Техред О. Лугова» Корректор А Гриденко

Тираж 1178 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная 4 с а