Распредилитель топлива по контурам форсунок
Иллюстрации
Показать всеРеферат
<»1 446496
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Реслублнн
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 14.08.72 (21) 1820460/24-6 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 25.08.74. Бюллетень № 31
Дата опубликования описания 19.02,75 (51) М. Кл. Е 02с 9/04
Государственный комитет
Совета Министров СССР но делам изобретений н открытий (53) УДК 621.438-55 (088.8) (72) Авторы изобретения В. Ф. Березкин, А, H. Беспалько, П. H. Мощенко и В. Г. Юминов (71) Заявитель (54) РАСПРЕДЕЛИТЕЛЪ ТОПЛИВА ПО КОНТУРАМ ФОРСУНОК
Изобретение касается регулирования подачи топлива в газотурбинный двигатель.
Известны распределители топлива по контурам форсунок, содержащие гидравлическое сопротивление, установленное в общем подводящем топливном канале и золотник, торцовые полости которого соединены с полостями до и после сопротивления, связанный через пружину с сервопоршнем, на котором выполнена проточка, соединяющая полость после сопротивления со вторым контуром.
Такие устройства не обладают оптимальной характеристикой, имеют черезмерно большой перепад давлений на гидравлическом сопротивлении и изменяют свою характеристику при изменении вязкости топлива.
Целью изобретения является устранение указанных недостатков.
Для получения оптимальной характеристики на золотнике выполнена профилированная проточка, соедингпощая полость после сопротивления со вторым контуром, а в канале между проточкой сервопоршня и вторым контуром установлено дополнительное гидравлическое сопротивление. Для ограничения перепада на гидравлическом сопротивлении последнее выполнено в виде клапана сопротивления с нелинейной характеристикой. Гидравлическое сопротивление в общем подводящем топливном канале выполнено в виде клапана сопротивления с нелинейной характеристикой.
Это позволяет ограничить перепад на гидравлическом сопротивлении.
На фиг. 1 представлен предложенный распределитель; на фиг. 2 — график расходных характеристик контуров; на фиг. 3 — график влияния вязкости топлива на характеристики, где Лб — расход топлива, а ХРф — перепад на форсунках.
10 Распределитель содержит общий подводящий канал 1 отдозированного топлива, соединенный через гидравлическое сопротивление 2 с каналом 3, по которому топливо поступает к форсункам первого контура, золотник 4, к
15 торцам которого подводится давление до и после сопротивления по каналам 5 и 6 соответственно, пружину 7, установленную между золотником 4 и сервопоршнем 8, левая пружинная полость которого соединена с давле20 нием после сопротивления, а правая через проточку 9 в золотнике 4 соединена со сливным каналом 10, и через жиклер 11 — с источником высокого давления. На сервопоршне выполнена проточка 12, которая соединяет
25 канал 13, подающий топливо через дополни. тельное сопротивление — жиклер 14 ко второму контуру, с каналом 3, последний соединен с каналом 15, также подающим топливо ко второму контуру через профилированные
30 кромки 16 золотника 4.
440496
Отдозированное в регуляторе топливо по каналу 1 проходит через сопротивление 2 и далее по каналу 3 поступает в первый контур форсунок двигателя. Перепад давления на сопротивлении 2 воздействует на золотник 4, к которому топливо подается по каналам 5 и 6 до и после сопротивления.
При определенном расходе в двигатель золотник 4 преодолевает усилие затяжки пружины 7 и смещается вправо, сообщая своей проточкой 9 правую полость сервопоршня 8 со сливным каналом 10. Давление топлива, подаваемое через жиклер 11 в эту полость, падает, сервопоршень передвигается вправо, расслабляя пружину 7. Золотник 4 еще больше смещается вправо, увеличивая слив топлива из правой полости сервопоршня, что приводит к быстрому (релейному) перемещению сервопоршня 8 в крайнее правое положение.
При этом топливо поступает во второй контур по каналу 13 с размещенным в нем сопротивлением 14 через проточку 12 в сервопоршне8.
Золотник 4 перемещается вправо на величину, определяемую жесткостью пружины 7 и ходом сервопоршня, полностью открывая проточку 9 и смещая профилированную проточку 16 вправо, но еще не соединяя канал 15 с каналом 3.
При дальнейшем увеличении перепада топлива на гидравлическом сопротивлении 2 (увеличении расхода) золотник 4, перемещаясь вправо, открывает профилированной проточкой 16 дополнительный доступ топлива из-за сопротивления 2 ко второму контуру через канал 15, обеспечивая заданную статическую характеристику распределительного клапана.
При снижении расхода топлива золотник 4 перемещается влево.
Кромка проточки 9 золотника 4 прикрывает слив из правой полости сервопоршня 8 при перепаде давления на золотнике 4 меньшем, чем при прямом ходе из-за иной затяжки пружины 7, вызванной релейным смещением сервопоршня 8. Давление в правой полости сервопоршня возрастает и смещает его влево, затягивая пружину 7, золотник 4 своей проточкой 9 еще больше перекрывает слив из правой полости сервопоршня 8, в результате этого сервопоршень 8 быстро смещается на крайний левый упор и второй контур проточкой 12 на золотнике сервопоршня отключается.
Картину переключения иллюстрирует график на фиг. 2. На начальном участке топливо поступает в двигатель в соответствии с характеристикой первого контура (кривая I).
При достижении заданного перепада на гидравлическом сопротивлении 2 (это соответствует точке А характеристики I) происходит релейное подключение сервопоршнем добавочного контура через жиклер (точка Б), затем по мере увеличения расхода в двигатель характеристика смещается по кривой III, иллюстрирующей до точки В статический участок распределительного клапана, а затем по
15 го
55 кривой II — с полностью выведенным сопротивлением распределительного клапана.
При уменьшении расхода характеристика смещается от точки В до точки Б и затем идет по характеристике с постоянным сечением до точки Г, пока не выберется заданный гистерезис. Затем происходит релейное отключение добавочного контура, что вызывает увеличение перепада.
Вследствие того, что переключение контуров происходит на низких режимах, получение необходимой чувствительности распределительного клапана требует характеристики гидравлического сопротивления с перепадом на нем, уверенно обеспечивающим срабатывание клапана.
На максимальном режиме перепад на сопротивлении может недопустимо возрасти.
Чтобы исключить черезмерное увеличение перепада сопротивление целесообразно изготовить в виде клапана сопротивления с нелинейной характеристикой, одновременно создавая возможность использования характеристики датчика в доработке или расширении диапазона желаемых характеристик распределительного клапана.
Целесообразность учета влияния вязкости на разброс характеристик переключения при работе с центробежными форсунками иллюстрируется на графике, показанном на фиг.3.
Характеристики центробежных форсунок при изменении вязкости, имеют расслоение (см. семейство кривых I, II), характер кото рого противоположен расслоению характеристик обычного гидравлического сопротивления, например мерной шайбы (кривая ШП.
Вследствие этого различия начальные точки после подключения добавочного контура имеют в зависимости от изменения вязкости значительный разброс.
Применение в качестве датчика расхода дросселя, выполненного аналогично центробежной форсунке (см. семейство кривых IV) резко сужает разброс характеристик переключения и одновременно смещает минимальную начальную точку (величину перепада) в зону большего перепада давления топлива, что обеспечивает устойчивость режима горения в камере сгорания.
Например, при работе с мерной шайбой диапазон переключения колеблется при изменении температуры от А до Б, тогда как использование датчика расхода сужает диапазон переключенпя от В до Г и увеличивает минимальный перепад с величины ХР, до величины ЛРв, Предмет изобретения
1. Распределитель топлива по контурам форсунок газотурбинного двигателя, содержащий гидравлическое сопротивление, установленное в общем подводящем топливном канале и золотник, торцовые полости которого соединены с полостями до и после сопротивления, связанный через пружину с серво440496 поршнем, на котором выполнена проточка, соединяющая полость после сопротивления со вторым контуром, отличающийся тем, что, с целью получения оптимальной характеристики, на золотнике выполнена профилированная проточка, соединяющая полость после сопротивления со вторым контуром, а в канале, соединяющем полость за сопротивлением со вторым контуром через проточку сервопоршня, установлено дополнительное гидравлическое сопротивление.
2. Распределитель «о п. 1, о тл и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью ограничения перепада на гидравлическом сопротивлении, последнее выполнено в виде клапана сопротивления с не5 линейной характеристикой.
3. Распределитель по п. 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью уменьшения влияния вязкости топлива при работе с форсунками центробежного типа, гидравлическое сопро10 тивление выполнено в виде центробежной форсунки.
440496
Фиг 2 /г
Фиг 3
Составитель А. Агладзе
Техред Т. Курилко
Редактор Е. Кравцова
Корректор Т. Хворова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 310/17 Изд, № 261 Тираж 618 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5