Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя судна
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПИ ...Е
ИЗОБР 1! Н ИЯ
Союз Советских
Социал исти цесюа
Республик
Х АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 31.07.70 (21) 1465808/27-11 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 30.08.74. Бюллетень № 32
Дата опубликования описания 19.05.75 (51) М. Кл. В 63h 11/02
В 6311 25/08
Комитет по делам изобретений и открытий ори Совете Миниотрав
СССР (53) УДК 629.12.014.6 (088.8) (72) Авторы изобретения
Ф. И. Базин, И. Я. Бейлин, Б. Я. Болтак и Е. Н. Суворов (71) Заявитель
Центральный научно-исследовательский институт лесосплава (54) РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО
ДВИЖИТЕЛЯ СУДНА
Изобретение относится к судостроению.
Известны реверсивно-рулевые устройства водометных движителей судна, содержащие коробку с водоводами и поворотные секторные заслонки, закрепленные на валах, кинематически связанные с приводом.
Цель изобретения — повышение надежности действия, компактности и быстродействия.
Для этого привод предлагаемого устройства выполнен в виде цилиндрической камеры с заключенными в ней секторными стенками, образующими замкнутые рабочие полости, сообщающиеся с водоводами подачи рабочей жидкости, внутри которых смонтированы приводные лопасти, каждая из которых жестко прикреплена к валам секторных заслонок, соосно смонтированным в цилиндрической камере.
На фиг. 1 изображено описываемое устройство, разрез по диаметральной плоскости; на фиг. 2 — положение элементов привода устройства при переднем ходе судна; на фиг.
3 — то же, при заднем ходе судна; на фиг.
4 — то же, при левом повороте; на фиг. 5— то же, при управлении на курсе.
Устройство состоит из цилиндрической коробки 1, встроенной в корпус 2 судна, левой 3 и правой 4 секторных заслонок, соединенных неподвижно с двумя валами 5 и 6, и блока лопастного усилителя 7.
Коробка 1 смонтирована в кормовой части судна непосредственно перед транцем и имеет четыре патрубка: передний цилиндрический 8 для соединения с напорным водоводом 9 водометного движителя 10, два боковых 11 для соединения с водоводами заднего хода и кормовой 12 для соединения с транцем и образования конусного подзора.
В коробке 1 на валах 5 и 6 неподвижно закреплены секторные заслонки 3 и 4. При этом внутренний сплошной вал 5 соединен с левой секторной заслонкой 3, а наружный полый вал 6 — с правой секторной заслонкой 4.
В нижней части коробки 1 соосно с валами 5 и 6 установлен опорный подпятник 13. Секторные заслонки 3 и 4 имеют наружную цилиндрическую поверхность 14, скользящую по внутренней цилиндрической поверхности коробки 1, верхнюю 15 и нижнюю 16 сектор20 ные планки, а также плоскую струйную направляющую 17. Детали 14 — 17 соединены неподвижно, и каждая заслонка таким образом представляет объемную конструкцию, способную свободно поворачиваться в короб25 ке по цилиндрическим направляющим относительно осей валов 5 и 6.
Сверху коробку 1 прикрывает корпус 18 блока лопастного усилителя, служащий одновременно ее крышкой. Крепление корпуса 18
30 к коробке осуществляется посредством бараш44»О6 ков 19, прижимающих фланец корпуса к прокладке 20, уложенной в канавке фланца коробки, Средняя часть корпуса 18 с соответствующим отверстием выполняет функцию подшипника скольжения полого наружного вала 6, В средней части корпуса 18 имеется также цилиндрическая проточка а, в которой размещены левая 21 и правая 22 лопасти усилителя, Лопасть 21 соединена неподвижно со сплошным внутренним валом 23, а лопасть
22 — с наружным полым валом 24. Оба вала
23 и 24 лопастного усилителя соединены шлицами 25 с соответствующими валами 5 и 6 заслонок. Ход лопастей усилителя ограничен неподвижно закрепляемыми в корпусе секторами 26. Проточка а с установленными в ней секторами 26 образует левую А и правую Б полости, в которые через штуцера 27 нагнетается рабочая жидкость гидросистемы привода или воздуха пневмосистемы по трубопроводам 28. В собранном виде полости лопастного усилителя закрываются сверху накладной крышкой 29, средняя часть которой является корпусом подшипника наружного полого вала 24. Уплотнение от попадания воды в усилитель обеспечивают манжеты 30.
Верхняя. часть внутреннего сплошного вала 23 усилителя устанавливается в подшипнике 31 скольжения верхней крышки 32. Крышки 29 и 32 крепятся на болтах, а уплотнение достигается прокладками.
В качестве приводного органа предлагаемого устройства может быть применен гидравлический насос или воздушный компрессор, нагнетающий рабочую жидкость или воздух в полости А и Б. Трубопроводы и аппаратура гидравлической или пневматической системы соединены таким образом, что когда рабочая жидкость или воздух нагнетаются под давлением в одну часть каждой полости, то из другой части полости происходит выпуск.
Возникающие на лопастях усилителя за счет разности давлений крутящие моменты передаются через валы 23 и 24, шлицы 25, валы 5 и 6 секторным заслонкам 3 и 4. Угол поворога лопасти усилителя соответствует углу позорота соответствующей заслонки. Управле«ие лопастным усилителем, а следовательно, :«заслонками осуществляется одним штур«альным колесом, дифференциально соеди«енным посредством тяг с двумя гидравличе.кими или пневматическими золотниками.
Чри этом штурвал может не только вращать.я вокруг оси, но и совершать качательные вижения в вертикальной плоскости.
Работает привод реверсивно-рулевого устройства следующим образом.
При движении судна прямо вперед обе лоасти 21 и 22 усилителя находятся в крайнем ереднем положении, для чего через кормоые штуцера 27 производится процесс нагне50
Предмет изобретения
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя судна, содержащее коробку с водоводами и поворотные секторные заслонки, закрепленные на валах, кинематически связанные с приводом, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности действия, компактности и быстродействия, привод выполнен в виде цилиндрической камеры с заключенными в ней секторными стенками, образующими замкнутые рабочие полости, сообщающиеся с водоводами подачи рабочей жидкости, внутри которых смонтированы приводные лопасти, каждая из которых жестко прикреплена к валам секторных заслонок, соосно смонтированным в цилиндрической камере. тания в обе полости А и Б рабочей жидкости или воздуха, При управлении судном на курсе, идущим передним ходом, штурвал поворачивается на соответствующий угол по часовой или против часовой стрелки, а вместе с ним поворачиваются соответствующие тяги, дифференциально связанные с золотником, открывающим доступ жидкости или воздуху в носовую часть полости. Одна из лопастей усилителя начинает поворачиваться, увлекая за собой соответствующую заслонку, струйная направляющая
17 которой отклоняет водяную струю водометного движителя и осуществляет отклонение судна от прямого курса, Для придания судну заднего хода штурвал управления наклоняется в вертикальной плоскости на себя. При этом тяги, связанные с колонкой штурвала, воздействуя на оба зо20 лотника, устанавливают их в такое положение, когда лопасти усилителя занимают перпендикулярное диаметральной плоскости положение. Секторные заслонки поворачиваются на 45 и смыкаются, перекрывая прямой
25 выход водяной струе движителя через кормовой патрубок 12. Водяная струя делится пополам и направляется через боковые патрубки
11 за оба борта под острым углом к диаметральной плоскости, придавая судну задний
30 ход.
Для разворота судна на маневрах штурвал поворачивается вокруг оси в одно из крайних положений. Одна из лопастей усилителя также занимает крайнее заднее положение, упи35 раясь в кормовой ограничительный сектор 26.
Соединенная вместе с этой лопастью секторная заслонка также поворачивается на 90, открывая один боковой патрубок для водяной струи. Другая лопасть остается в крайнем пе40 реднем положении, упираясь в носовой ограничительный сектор. Заслонка, соединенная с этой лопастью, перекрывает доступ водяной струе в другой боковой патрубок. Этим обеспечивается быстрый разворот судна при
45 весьма малом радиусе циркуляции.
441196
2 П 7 И 1
Составитель Б. Даньшин
Техред М. Семенов
Корректоры: А. Николаева и В. Дод
Редактор Т. Горячева
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1158/2 Изд. М 1214 Тираж 506 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5