Привод реверсивно-рулевого устройства водометного движителя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

!

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ (ii) 44И97

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 01.06.71 (21) 1666017/27-11 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 30.08.74. Бюллетень № 32

Дата опубликования описания 05.07.75 (51) М. Кл. В 63h 11/02

В 63h 25/06

Государственный комитет

Совета Министров СССР

Il0 делам изобретений и открытий (53) УДК 629.12.014 (088.8) (72) Авторы изобретения

Ф. И. Базин, И. Я. Бейлин, Н. Н. Кокуев, А. Ф. Корнеев, Г. Ю. Лея, Л. С. Папков, И. И. Приезжий, С. С. Смирнов и Е. Н. Суворов

Центральный научно-исследовательский институт лесосплава (71) Заявитель (54) ПРИВОД РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОГО УСТРОЙСТВА

ВОДОМЕТНОГО ДВИ)КИТЕЛЯ

Изобретение относится к судостроению.

Известны приводы реверсивно-рулевых устройств водометного движителя, содержащие силовой цилиндр, кинематически связанный с румпелями секторных заслонок, установленных на соосно расположенных валах, и штуртрос с подпружиненными тягами.

Цель изобретения — повышение удобства эксплуатации движителя и маневренности судна.

Для этого силовой цилиндр предлагаемого привода поворотно закреплен на одном из валов секторной заслонки и снабжен траверсой, кинематически взаимодействующей со штоком силового цилиндра, и поперечиной, навешенной на цилиндре, при этом поперечина соединена посредством подпружиненных тяг со свободными концами румпелей секторных заслонок.

На фиг. 1 изображено описываемое устройство, вид сверху; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — кинематическая схема устройства, передний ход; на фиг. 4 — то же, управление на курсе; на фиг. 5 — то же, задний ход; на фиг. 6 — то же, левый поворот.

Устройство имеет корпус 1, внутри которого шарнирно установлены две поворотные грибовидной формы (в плане) заслонки 2 и 3, выполненные с внутренними плоскими поверхностями и укрепленные на баллерах 4 и 5. Привод соосных телескопических баллеров представляет собой силовой цилиндр 6, шток 7 которого посредством траверсы 8, стержней и поперечины связан через подпружиненные и регулируемые по длине тяги 9 и 10 с румпелями 11 и 12.

Силовой цилиндр 6 снабжен цапфой 13 с осью, перпендикулярной оси цилиндра, и свободно навешен этой цапфой на баллеры 4и5.

10 Корпус состоит из средней цилиндрической части и четырех патрубков: входного — для соединения с напорным водоводом движителя, выходного — для направления водяной струи при переднем ходе судна и двух бортовых пат15 рубков — для направления струй при движении судна задним ходом, а также при маневрировании.

Корпус 1 сверху прикрыт съемной крышкой.

В корпусе и крышке находятся подшипники, 20 посредством которых смонтированы баллеры

4 и 5 и поворотные заслонки 2 и 3. Внутренний баллер 4 жестко соединен с левой заслонкой 2, а наружный баллер 5 выполнен полым и жестко соединен с правой заслонкой 3. Каж25 дая из заслонок имеет наружньш цилиндрический сектор, верхнюю и нижнюю секторные планки и внутреннюю струйную направляющую с плоской поверхностью.

Свободный конец внутреннего баллера 4 на

30 шлицах соединен с верхним румпелем 11, а

441197 конец наружного баллера 5 также на шлицах — с нижним румпелем 12. Другими концами румпели 11 и 12 шарнирно соединены соответственно с тягами 9 и 10. Каждая тяга состоит из двух частей, связанных между собой регулируемыми подпружиненными талрепами 14. Противоположные концы тяг шарнирно соединены с поперечиной 15. В средней части поперечины предусмотрен разъемный бугель 16, посредством которого поперечина навешена на силовой цилиндр 6.

Концы поперечины 15 жестко соединены со стержнями 17, которые противоположными концами также жестко соединены с траверсой

8. Своей средней частью траверса 8 жестко соединена со штоком 7 силового цилиндра 6.

Конец силового цилиндра 6 связан со штуртросом 18 дистанционного управления судном.

Работает устройство следующим образом.

При движении судна прямо вперед обе заслонки 2 и 3 находятся в крайнем переднем положении, а шток 7 силового цилиндра 6 вместе с траверсой 8, стержнями 17 и тягами

9 и 10 — в исходном положении. Водяная струя от движителя беспрепятственно проходит между заслонками в выходной патрубок корпуса 1, сообщая судну передний ход.

При управлении судном на курсе весь приводной механизм поворачивается на правый или левый борт посредством штуртроса 18.

При этом одна из заслонок упирается во входной патрубок корпуса, а другая поворачивается на нужный угол, соответственно отклоняя водяную струю. Поворот одной из заслонок при неподвижной другой заслонке обеспечивается за счет сжатия пружины талрепа 14 и уменьшения общей длины соответствующей тяги 9 или 10.

Для придания судну заднего хода приводится в действие силовой цилиндр 6, шток которого 7 вместе с траверсой 8, стержнями

17, тягами 9 и 10 и румпелями 11 и 12 занимает крайнее положение на задний ход. При этом под воздействием привода заслонки 2 и

3, поворачиваясь навстречу друг другу на

45, смыкаются, перекрывая доступ водяной струе в выходной патрубок и открывая доступ водяной струе в оба бортовых патрубка корпуса. Водяная струя делится пополам и на10 правляется через бортовые патрубки за оба борта под углом к диаметральной плоскости судна, придавая последнему задний ход.

Для разворота судна на маневрах (см. фиг, 6) приводной механизм штуртросом поворачиI5 вается на правый или левый борт. Заслонки 2 и 3 в сомкнутом положении перекрывают одновременно один из бортовых патрубков и выходной патрубок корпуса 1, направляя водяную струю в открытый бортовой патрубок

20 и обеспечивая разворот судна в требуемом направлении.

Предмет изобретения

25 Привод реверсивпо-рулевого устройства водометного движителя, содержащий силовой цилиндр, кинематически связанный с румпелями секторных заслонок, установленных на соосно расположенных валах, и штуртрос с

30 подпружиненными тягами, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения удобства эксплуатации движителя и маневренности судна, силовой цилиндр поворотно закреплен на одном из валов секторной заслонки и снабжен

35 траверсой, кинематически взаимодействующей со штоком силового цилиндра, и поперечиной, навешенной на цилиндре, при этом поперечина соединена посредством подпружиненных тяг со свободными концами румпелей

40 секторных заслонок.

441197

Составитель Б. Даньшин

Редактор Т. Горячева Техред Н. Ханеева Корректоры: Л. Котова и Л. Орлова

Заказ 2149/5 Изд. № 1284 Тираж 506 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Я-35, Раушская наб., д, 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2