Устройство для синхронизирования вращения сцепляемых зубчатых колес в коробках передач моторных повозок

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 63

АВТОРСКОЕ С8ИЙЕТЕДЬСТВО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСННИЕ устройства для синхронизирования вращения сцепляемых зубчатых колес в коробках передач моторных повозок.

К авторскому свидетельству Г. Е. Абрамова, заявленному 15 сентября

1934 года (спр. о перв. ¹ 154039).

0 выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 августа 1935 года.

Изобретение относится к таким зубчатым коробкам передач, в которых переключение передачи с одной ступени на другую осуществляется посредством расцепления одной зубчатой пары и сцепления другой путем осевого перемещения одной из зубчаток каждой пары.

Обычно в таких передачах сцепление зубчаток происходит при неодинаковых окружных скоростях на их периферии, вследствие чего переключение передач сопровождается шумом и является причиной быстрого изнашивания зубчаток.

С целью устранения этих недостатков в подобных передачах применяют устройства, выравнивающие окружные скорости зубчатых венцов перед сцеплением последних. Предлагаемое устройство достигает той же цели посредством сопряженного с переставной зубчаткой плавающего кольца, которое обычно перекрывает торцы зубцов этой зубчатки и при включении фрикционно взаимодействует с торцами зубцов второй зубчатки, выравнивая окружные скорости обоих венцов, а затем радиально смещается, открывая торцы сцепляемых венцов.

На чертеже фиг. 1 изображает торцевой вид устройства при расцепленной паре; фиг. 2 — осевой разрез того же устройства; фиг. 3 и 4 — торцевой и боковой вид устройства в период выравнивания окружных скоростей сцепляемых венцов; фиг. 5 и б — то же в период сцепления зубчатых венцов.

Переставная зубчатка 5 снабжена кольцом 1 с направленными к центру приливами 2, внутри которых свободно помещены опоры 3, взаимодействующие одним своим концом с помещенными в тех же приливах пружинами, а другим концом взаимодействующие с выемками 8, образованными на боковой поверхности ступицы 4 зубчатки 5 наклонными друг к другу плоскими гранями.

При осевом смещении зубчатки 5 для сцепления с колесом 6 кольцо 7 приходит в соприкосновение своей конической поверхностью 7 с такой же торцевой поверхностью зубчатого венца колеса б и при неравенстве окружных скоростей этих поверхностей получает некоторое, как это видно из фиг. 3, угловое смещение относительно зубчатки 5.

По мере выравнивания окружных скоростей зубчатых венцов кольцо 1 сме щается, как это показано на фиг. 5 и б, в радиальном направлении, обеспечивая возможность сцепления зубчатки 5 с колесом б, Предмет изобретения, 1. Устройство для синхронизирования вращен:;я сцепляемых зубчатых колес в коробках передач моторных повозок, -« — ) 7_#_ Г,! отличающееся тем, что переставная; зубчатка снабжена сопряженным с ней плавающим кольцом, перекрывающим торцы ее зубцов при нерабочем ее положении и радиально смещающимся от взаимодействия его торцевой поверх-, ности с торцевой поверхностью зубцов сцепляемого с переставной зубчаткой колеса после синхронизирования вращения последних.

2. Форма выполнения устройства по и. 1, отличающаяся тем, что взаимодей- l ствующие между собою торцевые по- верхности плавающего кольца 7 и зубр ф у (p

+ ИГА

gl i 7 0

У

««У. цов колеса 6 осуществлены коническими.

3. Форма выполнения устройства по п. 1, отличающаяся тем, что плавающее кольцо 7 сопряжено с переставной зубчаткой 5 посредством расположенных на кольц- пружиннь!х опор 3 и расположенных на ступице 4 зубчатки опорных выемок 8.

4. Форма выполнения устройства по и. 3, отличающаяся тем, что каждая опорная выемка 8 на ступице 4 зубчатки составлена из двух наклонных друг к другу плоских граней. гиг..ечатны!! 1 р«л*. Зах. 4411 — 400