Способ тренировки импульсных модуляторных ламп
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(||| 44I53I
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 02.12.72 (21) 1852489, 26-25 с присоединением заявки Ке (32) Приоритет
Опубликовано 30.08.74. Бюллетень Ме 32
Дата опубликования описания 28.05.75 (51) М. Кл. G 01г 31, 22
Госуда рственнык комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 021,390.694 (088.8) ио делам иэооретений и открытий (72) Авторы изобретения
А. П. Дмитричев, М. М. Зильбермаи, Р. А. Колпаков, В. К. Попов и В. П Станиславова (71) Заявитель (54) СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ИМПУЛЬСНЫХ МОДУЛЯТОРНЫХ
ЛАМП
Изобретение относится к способу тренировки импульсных модуляторных ламп в процессе их изготовления или перед установкой в аппаратуру, а также в процессе эксплуатации и хранения.
Известный способ тренировки заключается в следующем. Лампу устанавливают в модулятор с частичным разрядом накопительного конденсатора, имеющий нагрузку в виде оезындуктивного резистора, прогревают катод лампы в течение 10 — 30 мин, подают напряжения на сетки и анод (около 50% их номинальных значений) . Затем ступенями повышают напряжения до 100 — 120% номиналы|ых значений. На каждой ступени делают выдержку до уменьшения или прекращения пробоев.
В процессе такой тренировки при прохождении через лампу импульсного тока напряжение на аноде лампы составляет 1 — 5 кв в зависимости от мощности лампы. Под воздействием электронного потока происходит частичное разложение продуктов напыления оксидного катода, оплавление некоторых неровностей и острий, способствующих развитию пробоев. В конце тренировки электрическая прочность ламп в таком режиме повышается.
Однако при последующей работе модуляторной лампы с СВЧ нагрузкой, склонной к пробоям, к аноду лампы при пробое в нагрузке прикладывается почти все напряжение накопителя, т. е. десятки киловольт. При этом ток анода лампы возрастает до двухкратной величины. В результате анод бомбардируется пучком электронов с значительно ббльшей энергией. Кроме того, изменяется и фокусировка пучка. Поэтому выделение энергии электронов происходит на большей глубине от поверхности анода, что приводит к интенсивной десорбции газов из материала анода. Выделяющиеся
10 газы способствуют развитию пробоев. При этом через лампу и СВЧ прибор протекает огромный разрядный ток, который в случае отсутствия достаточного защитного сопротивления может привести к значительным разру15 шениям электродов лампы и магнетрона.
Перед установкой лампы в аппаратуру рекомендуется тренировка ее сначала с активной нагрузкой, а затем с СВЧ прибором. Однако пробои в СВЧ приборе нерегулярны и возни20 кают только при токах и напряжениях, близких к рабочим значениям илп выше их, что не позволяет постепенно повышать энергию потока электронов, бомбардирующих анод, а при пробоях с большими напряжениями возможен
25 выход из строя как модуляторной лампы, так и СВЧ прибора. Таким образом, существующие методы тренировки не обеспечивают достаточной электрической прочности модуляторной лампы при работе на реальную нагруз30 ку (СВЧ прибор) при пробоях в нем.
441531
Составитель В, Авдонин
Техред Н. Куклина Корректор Л. Денисова
Редактор И. Орлова
Заказ 1213/1 Изд. № 1274 Тираж 678 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова. 2
Цель изобретения — повышение электрической прочности модуляторных ламп при пробоях в нагрузке.
Цель достигается тем, что в процессе тренировки по предлагаемому способу периодически закорачивают нагрузочный резистор в испытательном стенде в течение нескольких импульсов.
Модуляторные лампы типов ГМИ-38 и
ГМИ-83 В, оттренированные на заводе-изготовителе в соответствии с принятой технологией (с нагрузкой в виде резистора) были проверены на электрическую прочность в соответствии с ЧТУ на них. Затем производилась тренировка ламп при периодическом закорачивании нагрузки. Положительные напряжения на электродах повышались ступенями с 50 — 60 до 100 — 120% их номинальных значений по мере уменьшения количества пробоев. Имитация пробоев в нагрузке производилась путем закорачивания нагрузочного резистора с помощью тиратрона по 10 импульсов подряд (в пачке) с периодом следования закорачивающих пачек 5 сек. В анодную цепь модуляторной лампы включен резистор сопротивлением 30 ом. При пробоях в модуляторной лампе тиратрон также поджигается. Длительность тренировки около 2 час.
За это время электрическая прочность повышается на порядок и практически не ухудшается после трехмесячного хранения оттренированных ламп (типа ГМИ-38).
Повышение электрической прочности модуляторных ламп в результате предлагаемой тренировки объясняется следующим образом.
В процессе тренировки производится чередование режима малой энергии потока электронов с режимом большой энергии. В режиме малой энергии происходит разложение пленки продуктов напыления оксидного катода на поверхности анода. В режиме большой энергии при постепенном ее повышении происходят нагрев анода на все большую глубину и постепенная десорбция газов из материала ано10 да. Таким образом анод очищается на глубиHó, которая не будет превышаться потоком электронов при искрениях в СВЧ нагрузке в процессе эксплуатации. Кроме того, протекание значительных токов при пробоях в лампе с закороченной нагрузкой приводит к оплавлению острий и неровностей на поверхности электродов ламп. Следует ожидать сокращения длительности тренировки ламп в процессе их изготовления за счет интенсификации про20 цессов при повышенной энергии электронного пучка.
Предмет изобретения
Способ тренировки импульсных модулятор25 ных ламп, заключающийся в прогреве катода лампы, подаче полного напряжения смещения на управляющую сетку, ступенчатом увеличении положительных напряжений сетки и анода от 50 — 60 до 100 — 120% их номинальных
30 значений с выдержкой до прекращения пробоев на каждой ступени, отличающийся тем, что, с целью повышения электрической прочности ламп при пробоях в реальной нагрузке, в процессе тренировки периодически
35 закорачивают нагрузочный резистор.