Индикатор предельного скольжения колесных пар подвижного состава
Иллюстрации
Показать всеРеферат
вр тф т р е-толк н ц ч ее: h.. бвблаатека МБ. -
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАН ИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (и) 4Ä1777 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено16.03.71 (21) 1633870/27- 1 с присоединением заявки № (51) М, Кл.
В 60 Т 8/06
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (23) Приоритет (43) ОпУбликовано 25.08.76Бюллетень № 31 (45) Дата опубликования описания 22,11.76 (53) УДК 625.032.
1.37 (088.8) (72) Авторы изобретения Б, Г. Кузнецов, В. Е. Гаидуков, Л. К. Филиппов и Г. А. Михневич
Украинский заочный политехнический институт и Научноисследовательский институт завода "Электротяжмаш" (71) Заявители (54) ИНДИКАТОР ПРЕДЕЛЬНОГО СКОЛЬЖЕНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР
ПОДВИЖНОГО COCTABA
Изобретение относится к устройствам управления тяговым рельсовым транспортом и может быть использовано для обнаружения предельного скольжения (буксования) колесных пар подвижного состава, 5
Известны индикаторы для определения момента скольжения колесных пар подвижного состава, содержащие частотные датчики, разделители и формирователи импульсов, логические элементы, генераторы сброса, 1О исполнительные устройства.
Однако существующие устройства обладают низким коэффициентом чувствительности.
11ель изобретения — повышение надежности и коэффициента чувствительности индикатора. 15
Это достигается тем, что предлагаемый индикатор дополнительно снабжен генератором импульсов постоянной частоты, выход которого через разделители импульсов соединен со входами счетчиков. 20
На чертеже показана схема предлагаемого устройства применительно к тепловозус шестью тяговыми двигателями.
Устройство состоит из шести полностью идентичных цепей и семи управляющих бло- 25
2 ков, связывающих эти цепи. Каждая цепь состоит из частотного датчика 1 скорости вращения, формирователя 2 прямоугольных импульсов, разделителя 3 импульсов, счетчиКа 4, трех элементов "И" 5-7, двух инверторов 8 и 9 и узла 10 оперативной памяти, двух логических элементов "ИЛИ" 11 и 12, блока "И" 13, генератора 14 сброса, выходного триггерного блока 15, выходного реле 16, вспомогательного генератсра 17, Частотный датчик 1 служит для преобразования углового поворота колесной пары в соответствующее число импульсов и представляет собой либо навешенный на буксу колесной пары тахогенератор, либо специальную обмотку, уложенную в главном полюсе тягового электродвигателя.
Формирователь 2 прямоугольных импульсов предназначен для преобразования поступающих на его вход синусоидальных сигналов от частотного датчика в прямоугольные импульсы, частота следования которых равна (или в общем случае кратна) частоте входного синусоидального сигнала, Разделитель 3 импульсов служит для временного
441777 разделения поступающих одновременно на его входы импульсов от формирователя импульсов и вспомогательного генератора.
Счетчик 4 импульсов служит для счета импульсов, поступающих на его вход за время счета. Элементы "И" 5 — 7 выдают сигналы после заполнения счетчика до определенных чисел импульсов и служат: элемент "И" 5 для получения времени счета; элемент "И"
6 дпя получения сигнала о достижении ка- 10 кой-либо колесной парой предельной величины скольжения (буксования); элемент
"И" 7 для отмены сигнала, полученного от элемента "И" 6, когда предельное скольжение становится меньше заданного, 15
Инверторы 8 служат для согласования выходов элементов "И// 6 и "И" 7 со вхс дами блоков "ИЛИ" ll и 12, Узел 10 оперативной памяти представляет собой триггер с раздельными входами и служит для 20 запоминания поступления сигнала от элемента "И" 5, чем обеспечивается надежная работа устройства при неодновременном сбрасывании элемента "И" 5.
Управляюц,ие блоки обрабатывают сигна- 25 лы, поступающие из шести цепей, каждая из которых идентична описанной выше цепи.
Блок "И" 13 (элемент "И"), служащий задатчиком эталонного времени счета всех счетчиков, выдает сигнал при поступлении на все его входы сигналов от элементов "И" 5,, иными словами блок "И" 13 выдает сигнал при поступлении на его вход и следнего шестого сигчала. Генератор сброса представляет co— бой ждущий одновибратор, служащий для воз- врата счетчиков и узлов оперативной памяти в исходное состояние после поступления на его вход сигнала от блока "И" 13. Элемент "ИЛИ" 11 служит для включения выходного реле при поступлении на любой егo 40 вход сигнала от злемета "И" 6 (через инвертор), т.е, прп достижении какой-либо колесной парой предельной величины скольжения (буксования). Элемент "ИЛИ//12 служит для отключенпя устройства после прекращения буксования.
Выходной триггерный блок 15 представляет собой два включенных последовательно триггера со счетными входами, На счетный вход первого триггера подаются сигналы от генератора 14 сброса, на входы триггеров
/// /" //
Сброс и ноль, подактся сигналы от зле..;опта "ПЛИ" 12„Выход трпггерного блока подключсп ко второму входу выходного реле
16 H служит для отключения выходпогo ре55 пе после llðoêð nnñnnÿ буксования. Выходное реле представляет собой триггер с раздельны. ми входами, один вход которого подключен к элементу "ИЛИ" 11, а второй — к выходному трпггерному блоку. С выхода выходно- 60 го реле снимается сигнал о достижении какой -либо колесной парой предельной величины скольжения. Вспомогательный генератор 1 7 представляет собой генератор постоянной частоты и служит для автоматического изменения с тати ческ ого коэффициента чувс тви гельнос ги индикатора.
Принцип р аб оты индикатор а следующий, При неподвижном тепловозе вспомогательный генератор генерирует импульсы постояН" ной частоты. Эти импульсы поступают через разделители импульсов на входы счетчиков, Счетчики заполняются с одинаковой скорс стью, и элементы "И" 5 всех счетчиков одновременно выдают сигналы, которые включают уапы оперативной памяти и блок "И" 13. Блок
"И" 13 запускает генератор сброса, сбрасывающий счетчики и узлы оперативной памяти в ноль и дающий импульс на выходной триггерный блок.
По окончании цикла работы генератора сброса начинается следующий цикл счета импульс ов.
При движении локомотива без буксования работа устройства отличается от описанной выше следующим, Частоты импульсов на входах счетчиков, поступающие от раздельных импульсов, определяются суммой частот импульсов от вспомо гательного генератора и от частотных датчиков скорости. Частоты импульсов датчиков скс рости зависят от скорости движения локомотива, поэтому скорость заполнения счетчиков определяется скоростью движения локомотива, и чем больше скорость, тем быстрее заполняются счетчики, Число импульсов, поступаю цих B счетчики от вспомогательного генератора, зависит от времени счета, и чем меньше это время, тем меньше число импульсов поступает в счетчик. Процесс заполнения счетчиков импульсами от вспомогательного генератора можно рассматривать как изменение емкости счетчика для сигналов от частотных aатчиков, Из этого следует, что с ростом скорости локомотива уменьшается время счета, и, следовательно, емкость счетчиков от частотных датчиков увеличивается, что соответствует изменению статического коэффициента чувствительности устройства.
Дальнейший цикл счета и обработки сигналов аналогичен описанному выше циклу для неподвижного тепловоза, При достижении какой-либо колесной парой величины предельнс гo скольжения (при буксовании какой-либо колесной пары) частота частотного датчика скорости этой пары возрастает, соответственно возрастает час-.ота следования прямоугольных пчпульсов и скорость заполнения счетчика буксующей колесной пары, На входе
441777
Я реле 16 {элемент "И") этого счетчика появляется сигнал раньше, чем появляются сиг. калы на блоке 15 {элемент "И") остальных счетчиков. Этот сигнал инвертируется инвертором, включает элемент "ИЛИ" 11 и выходное реле, сигнализирующее о достижении данной колесной парой предельно допустимого значения скольжения, Естественно, сигналу элемента "И" 6предшествуют сигналы от элементов "И" 5 и "И" 7. 10
Элемент "И"5 записывает свой сигнал в оперативную память, а выходной сигнал элемента "И"7, пройдя через инвертор и элемент
"ИЛИ" 12, сбрасывает выходной триггерный блок в ноль. Тем временем остальные счет- д чики заполняются до значений, при которых на выходах элементов "И"5 появляются сигналы, Эти сигналы включают узлы оперативной памяти, блок "И" 13 и генератор сброса, сбрасывающий счетчики и узлы оперативной 20 памяти в ноль, По окончании работы генератора сброса начинается следующий цикл счета импульсов, однако выходное реле продолжает выдавать сигнал о буксовании. Такой режим работы 25 продолжается до тех пор, пока не окончится буксование. В процессе прекращения буксования выходное реле огключается после гого, как перестает появляться сигнал на выходе элемента "И" 7 буксующей колесной пары. 30
Действительно, для того, чтобы выходной триггерный блок отключил выходное реле, на его вход должны поступить два следующих подряд импульса от генератора сброса. Но если на выходе элеь:ента "И" 7 появляется сигнал, то каждый цикл счета сопровождается сбросом выходного триггерного блока в ноль сигналом ог элемента "И" 7, преобразованным инвергором ..i ene., енгом "ИЛИ"
12, Элементами "И" 7 и "ИЛИ" 12 и выходным григгерным блоком обеспечивае гся создание требуемого коэффициента возврата ус гройс гва.
Предлагаемое устройство производит обнаружение юза, так как форл:ально процесс юза какой-либо колесной пары можно рассматривать как процесс буксования остальных колесных пар.
Формула изобретения
Индикатор предельного скольжения кс лесных пар подвижного состава, содержащий частотные датчики, разделители импульсов, формирователи, счетчики и элементы логики, генератор сброса, сполпительное реле, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности индикатора в работе, он снабжен генератором импульсов постоянной частоты, выход которого через разделители импульсов соединен со входами счетчиков.
441777
Составитель А. Наумов
Редактор Ю. Агапова Техред А. земенкова Корректор CL Мельниченко
Заказ 5182/465 Тираж 901 Подписное
Е(НИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„д, 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4