Стыковочное устройство для подводных аппаратов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
го-t(, 130ÐÈ ", О П И (, А Н И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советскик
Социалистическими
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 30.1 221 (21) 1731141/27-11 с присоединением заявки И— (23) Приоритет— (43) Опубликовано, 2507,78, Бюллетень № 27 (45) Дата опубликования описания 09.0678 (51) М. Кл.
B 63 Gr 8/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР но делам изобретений и открытий (53) УДК 629.127 (088. 8) {72) Авторы изобретения
В.П.ММаток, M Б.Сурин, Е.С.Волков, В.E.Íîñoâ и В.М.Попел
Московское отделение Государственного проектнсконструкторского института рыбопромыслового флота Гипрорыбфлот (7!) Заявитель (54) СТЫКОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВОДНЫХ
БЭППАPATOB
Изобрс.гение относится к судостроению.
Известны стыковочные устройства для подводных аппаратовт содержащие буксировочный трос.
Цель изобретения — обеспечение многократной стыковки и расстыковки на ходу, возможности пилота руководить процессом стыковки и расстыковки из пульта управления аппаратом, 10 а также обеспечение стабилизации комплекса подводный аппарат — стыковочное устройство на заданной глубине.
Для этого предлагаемое стыковочное устройство выполнено в виде бук сируемой капсулы с вмонтированными в носовую часть баллоном воздуха вы-сокого давления и аккумуляторной 2) батареей, а в кормовой части укреплены центрирующий конус и грейферный захват, кинематически соединенный с рычагами перекладки горизонтальных рулей и пневмодвигателем, причем для визуальной и гидролокационной наводки подводного аппарата на стыковочное устройстзо на нем установлены гидроакустический и проблесковый маяки, включенные в 30 общую пневмоэлектрическую сеть стыковочного устройства.
На фиг.1 изображено предлагаемое стыковочное устройство, вид сверху; на фиг.2 — то же, вид сбоку; на фиг.3 вЂ, то же, после перекладки гориэонтальных стабилизаторов;на фиг.4механизм перекладки горизонтальных стабилизаторов.
В капсуле 1 смонтирован грейферный захват 2, который приводится в движение пневмодвигателем 3, получающими воздух высокого давления из баллона
4 через электропневмоклапан 5, соленоидная обмотка которого получает питание от аккумуляторной батареи 6, включающейся в сеть соленоида концевым выключателем 7. Конус 8 служит для самоцентрации стыковочной штанги 9 подводного аппарата в грей+ ферном захвате 2. Горизонтальные стабилизаторы 10 служат для стабилизации устройства по глубине, вертикальный стабилизатор 11 — для ста билиэации по курсу. Рым 12 необходим для крепления буксировочного троса 13.
В нижней части устройства установлен гидроакустический маяк 14, а на вертйкальном стабилизатоРе — проб441779 ляется перекладка горизонтальных стабилизаторов в новое положение соответственно на угол — Ч .
Формула изобретения
Стыковочное устройство для подводных аппаратов, содержащее буксировочный трос,о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения многократной стыковки и расстыконки на ходу, .воз-. можности руководства процессом сты30 ковки и расстыковки из пульта управления аппаратом, а также обеспечения стабилизации комплекса подводный аппарат — стыковочное устройство на заданной глубине, стыковочное устройство выполнено н виде буксируемой
35 капсулы, н носовую часть которой вмонтированы баллон воздуха высокогс давления.и аккумуляторная батарея, а в кормовой части укреплены центрирующий конус и грейферный захват, 40 кинематически соединенный с рычагами перекладки горизонтальных рулей и пненмодвигателем, причем для визуальной и гидролокационной нанодки под-: водного аппарата на стыковочное уст45 ройство на нем установлены гидроакустический и проблесковый маяки, включенные в общую пневмоэлектрическую ,сеть стыковочного устройства. лесковый маяк 15. Для обеспечения перекладки горизонтальных "стабилиза» торов после осуществления стыковки .На штаха.пнавмодвигателя 3 укреплена система рычагов 16.
В динамике процесс стыковки, захвата и расстыковки подводного аппарата со стыковочным устройством осуществляется следующим образом.
Пилот подводного аппарата, включив систему самонаведения аппарата на стыковочное устройство наблюдает за появлением сигналов-вспышек проблескового маяка стыковочного устройства и на расстоянии 10-15 м вык лючает автопилот, при этом дальнейшее наведение и стыковку осуществляет вручную.
Пилот подводит подводный аппарат. к центрирующему конусу 8 устройства так, чтобы стыковочная штанга 9 вошла в него. При движении стыковочной штанги в грейферном захвате 2 она
20 нажимает своим наконечником на концевой выключатель 7, который замыкает цепь аккумуляторной батареи 6 и электропневмоклапана 5, срабатывает электропневмоклайан и воздух высокого давления перемещает поршень пненмодвигателя 3 . Шток .поршня, перемещаясь, увлекает за собой звенья грейферного захвата 2 и рычаги 16 перекладки горизонтальных стабилизаторов. Перекладка стабилизаторов необходима для того, чтобы при осуществлении стыковки и переходе в режим буксирования стыковочное устройство занимало положение с наклоном продольной оси относительно перноначального положения на угол + P (см.фиг.3) при этом горизонтальные стабилизаторы занимали такое же положение. Таким образом, комплекс подводный аппарат — стыковочное устрой; .ство получает в носовой части подь.емную силу, которая направляет комплекс на всплытие. Для удержания комплекса на определенной глубине и осуществления маневрирования комплекса с помощью кормовых стабилизаторов подводного аппарата осуществДля обеспечения расстыковки пило1 включает маршевый движитель, дает приращение скоРости подводному аппарату. При этом стыковочная штанга
9 нажимает концевой ныключатель 7, цепь электропневмоклапана Разрывается, и пружина пневмодвигателя 3 возвращает шток в первоначальное положение. При этом открывается грейферный захват 2, и пилот, сообщая подводному аппарату скорость меньшую, чем скорость судна-базы, выводит стыковочную штангу из захвата стыковочного УстРойства. Количество циклов стыковки и расстыконки зависит от запаса воздуха высокого давления и аккумуляторной батареи.
441779
Уиг. 4
Составитель М.Хесин
Редактор П.Горькова Техред С. Беца Корректор Н.Ковалева
Заказ 3948/1 Тираж 5б1 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП Патент, r.Óærîðîä, ул.Проектная,4