Пуско-тормозная гидродинамическая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Юеоз Советских
Сациалистимеских
Республик (») 442335
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 07.12.71(21) 1722832424-6 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (43) Опубликовано05.09.743юллетень № 33 (5l) М. Кл.
F 16К 41/22
Государстееииый комитет
Совета Миииотроа СССР оо делам иэооретений и открытий (63) УДК 621.226.5 (088.8) (45) Дата опубликования описания 08.12.75 (72) Автор.. изобретения
Ю. А. Цыбульник с
Б (71) Заявитель (54) ПУСКО-ТОРМОЗНАЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА
Изобретение относится к гидродинамическим передачам.
Известны пуско-тормозные гидродинамические передачи, состоящие из неподвижного корпуса, в котором размещены две рабочие полости, образованные двумя насосными и двумя турбинными колесами, и устройства для регулирования заполнения корпуса передачи.
Недостатком таких передач;-; является то, что"они не могут обеспечить тормозной момент при отключенном приводном двигателе, что увеличивает время торможения приводимой машины, а также они не позволяют получить скорость приводимой машины меньше номинальной скорости.
В предлагаемой пуско-тормозной гидродинамической передаче эти недостатки устранены за счет того, что турбинное колесо первой рабочей полости жестко связано с насосным колесом второй полости, а турбинное колесо второй полости - с корпусом.
Это позволяет улучшить тормозные свойства передачи и обеспечить получение скорости приводимой машины меньше номинальной.
На фиг. 1 изображена описываемая пуско-тормозная гидродинамическая передача, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез по
А-А на фиг. 1.
Передача состоит из неподвижного кор 0 пуса 1 с крышкой 2, образующих картер, в котором размещены две рабочие полости
I u II передачи, включающие насосное колесо 3 первой полости с лопатками 4, расположенными внутри колеса, и с лопатками
1а 5 - на тыльной стороне колеса. Турбинное, колесо 6 первой полости с лопатками 7 жестко связано с насосным колесом 8, с лопатками 9 второй полости, турбинное колесо 10 второй полости с лопатками 1 1 хQ связано с корпусом через золотник 12, пружину 13, регулируемую винтом 14, и; крышку 15.
Рабоча жидкость подводится в передачу по стрелке Б, а сливается по стрелке В.
2б В корпусе, предусмотрены сливные окна
442335
16 золотников и сливные окна 17.
В крышке расположены отверстия 18, а в корпусе — открытый сливной клапан 19.
Пуско-тормозная гидродинамическая передача работает следующим образом.. Перед пуском по стрелке А подается оабочая жидкость (например, минеральное масло) в количестве, необходимом для отвода тепла. При этом передача заполняется до уровня нижних отверстий 18, и жидкость начинает сливаться в корпус 1, откуда через открытый сливной клапан 19 удаляется из корпуса в бак (не показан) .
При включении приводного двигателя (не показан) насосное колесо 3 передачи, связанное с двигателем, набирает полную скорость. При этом жидкость захватывает лопатками 4 и отбрасывается к периферии колеса 3. Под действием развитого в этой жидкости напора начинается движение жидкости в полости с лопатками 4 и 7, благодаря чему возникает пусковой момент на шкиве 20. Начальное значение этого момента мало, так как пуск происходит при частичном заполнении ротора. По мере заполнения передачи рабочей жидкостью момент на валу растет. Ограничение роста момента обусловлено тем, что при достижении определенной степени заполнения, жидкость начинает спиваться в картер через отверстие 18. Количество жидкости, а следовательно и величина момента на валу определяются величиной противодавления, развиваемого лопатками 5 импеллерного устройства, имеющимся на тыльной стороне насосного колеса 3. Величина начального противодавления устанавливается размером наружного диаметра лопаток 5 и задается предварительно.
К достижению приводимой машиной полной скорости вращения передача автомати- чески заполняется до 100%. 1
Для торможения производится отключе-, ние приводного двигателя и закрытие сливного клапана 19, что ведет к заполнению картера устройства жидкостью. При заполнении картера в гидравлическое зацепление входят тормозные колеса с лопатками 9 и 11.
При этом тормозной момент растет до тех пор, пока окружное усилие на колесе 10 не превысит заданное наперед усилие, развиваемое пружиной 13, и не сдвинет золотник 12 таким образом, что он откроет частичное сливное окно 16. Под действием развитого лопатками 9 напора, рабочая жидкость начинает выбрасываться из картера, и его дальнейшее заполнение прекращается, что предотвращает дальнейший рост тормозного момента.
При снижении тормозного момента на валу в связи с потерей скорости тормозной машиной окружное усилие на колесе 10
10
J5 падает, и сливные отверстия 16 под действием пружин 13 закрываются золотниками
12, что ведет вновь к возобновлению заполнения картера и т. д. до полного заполнения второй рабочей полости.
Величину усилия пружин 13 можно менять при помощи винтов 14. После окончания заполнения второй рабочей полости поступающая в устройство жидкость сливается через сливное окно 16 в бак.
Для работы на пониженных оборотах приводимой машины необходимо полное (или частичное) ;заполнепие второй рабочей:полости.
Изменение степени заполнения может быть осуществлено смещением вдоль радиуса сливного окна 17.
Предмет изобретения
Пусксь-тормозная гидродинамическаи пере-, дача, состоящая из неподвижного корпуса, в котором размещены две рабочие полости, об- улучшения тормозных свойств при откпюченном двигателе и получения скорости приводимой машины меньше номинальной. турбинное колесо первой рабочей полости жестко связано с насосным колесом второй полости, а турбинное колесо второй полости— с корпусом.
45 разованиые двумя наносными и двуми турбин40 ными колесами, и устройства дли регулирова ния степени заполнения корпуса передачи, о т-. л и ч а ю щ а и с я тем, что, с целью
442335
3aказ g 3 ф(Изд. М >93
Тираж 875
Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 113035, Раушская наб., 4
Предприятие сПатент», Москва, Г-59, Бережковская наб., 24
Составитель С.Стесни
Редактор Г.Кузьмина Техред М.Семенов Корректор Л.Котова