Способ определения коррозионных свойств присадок к маслам

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Все,".о юв и ая ,*ит — .. вот иб kW% lLiai

ИЗОБРЕТЕН ИЯ (11) 442424

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДИТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства(22) Заявлено I5.09. 7I (21) I697508/234 (51) М;Кл.

Cr05 и Ы/з0 с присоединением заявки—

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изаоретеннй и открытий (32) Приоритет—

Опубликовано М. 09.74. Бюллетень № 33 (45)1Дата опубликования описания22Л1.74 (53) УИК 620. I94.3 (088. Л) И.Г.ЦУРКАН, А.Н.ТОРОПЧИНОВ, И,П.ЖДАНОВ, 1ОЯПОДО1П,СКИЯ изобретения и С.Ф.ГОНЧАРОВ

ВСЕСОКВНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЩОВАТЕЕЫБИЙ ИНСТИТУТ

ЕЩЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Ъ (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОРРОЗИОННЫХ СВОЙСТВ

ПРИСАДОК К MAGJIAM

Изобретение относится к спосо- бч определения коррозионных свойств противоизносных и антифрликционных присадок к маслам.

Известен способ оценки коррозионных свойств присадок к маслам, который заключается в том, что с испытуемых пластин, омываемых в течение 2 час циркулирующим маслом, нагретым до заданной температуры и перемешиваемым с воздухом, непрерывно смывают образующийся осадок и определяют разность в весе пластин, находящихся в масле с присадкой и без нее. 15

Однако этот способ пригоден для оценки коррозионных свойств присадок, находящихся только в статических условиях.

Известен также способ оценки коррозионных свойств присадок к маслам при трении скольжения антифрикционных цветных металлов на приборе ИПС-НАМИ, заключающийся в том, что трущуюся пару — стальной

2 цилиндРи две колодочки, изготовленные из стали, — погружают в масло и при заданной нагрузке оценивают коррозионные свойства присадок по уменьшению веса колодочек.

Испытания ведут при средних контактных напряжениях и при обязательном введении в масло, содержащее присадки, модели кислот.

Таким образом, этот способ по существу предназначен для оценки нейтрализующего действия присадок по отношению к кислотам, образующимся в процессе работы масла в узле трения (в основном в двигателе внутреннего сгорания) . Однако сильные противоизносные исадки и продукты их разложения, предупрежпая процессы заедания, вызывают коррозию деталей, снйжая тем самым срок их работы. Указанный способ не позволяет количественно оценивать коррозионное действие присадок вообще и коррозионные свойства присадок по отношению к составитель Д Иванова

Т. Шар га нова

Редактор Техред Z.Борисов Э

Тираж Я

Изд. _#_". )Я

Подписное

Заказ

ЦИИИПИ Государственного комитета Совета Министров (ГССР по делам изобретений и открытий

Москва, 113035, Раушская наб., 4

Г-59, Бережковская паб., 24

Г!редприятне «Патент», Москва, 3

44 стали при трении в условиях высоких контактных напряжений.

Цель изобретения — повышение надежности и точности оценки— достигается тем, что масло без присадки испытывают в условиях гидродинамического режима, обеспечивающего отсутствие износа поверхности, затем испытывают масло с присадкой и по разности величин износа судят о коррозионных свойствах присадок.

Предлагаемый способ пригоден для оценки коррозионных свойств присадок в условиях трения скольжения цветных металлов по стали при невысоких контактных напряжениях и в условиях трения качения со скольже. нием стали по стали при высоких контактных напряжениях.

В условиях гидродинамического режима механические виды износа заметно не проявляются, в основном происходит износ за счет коррозии, поэтому точность измерения повышается.

Практически для достижения условий г>дродинамического режима экспериглентально подбирают нагрузки, суммарные скорости, относительную скорость скольжения и вязкость масла, в которое вводят испытываемую йрисадку, чтобы исключить механический износ трущихся поверхностей (исключая приработочный период)

Оценки коррозионного износа при трении в условиях гидродинамического режима и в статических условиях существенно отличаются друг от друга, поскольку в условиях гидродинамического режима коррозионныи износ сильно активируется за счет электрических явлении, пластического дефор ования мйкровыступов трущихся поверхностей с образованием новых поверхностей металла, сопровождающегося эмиссией электронов, и т.д.

Для проверки способа в условиях трения скольжения используют трущуюся пару - лента из цветного металла и цапфа из стали, — которая позволяет создавать низкие контае24 24

4 тные напряженйя (менее IO кг/см2), а в условиях трения качения со скольжением стали по стали при выcazmx контактных напряжениях удель5 ное давление 3600-2?ООО кг/см ) с использованием прибора МТ-ЦНИИ— трущуюся пару — кольцо и шар.

При трении скольжения ленту из цветного металла, активированного

10 при облучении нейтронами, и цапфу из стали погружают в испйтуемое масло и проводят опредение дри значении q v/ð не менее 3 ° I0- (R1 - вязкость, г сек. ; v — скорость сколь15 жения, g/ñåê; р — удельная нагрузка, кг/м ).

При трении качения со скольжением тела трения погружаются в смаю зочную среду, создают заданную нагрузку и провоут„определение при значении vi qi . v " не менее 50 (v — суммарная скорость тел трения, м/сек; гг — вяз2Ь КОСТЬ, ССт. v — СКОРОСТЬ СКОЛЬжЕния, м/сек .

1<оррозионные свойства присадок в условиях трения скольжения при пеоольших контактных напряжезр ниях оценивают после работы в течение 30 мин с поглощьгю радиоиндикаторного метода, а в условиях трения качения со скольжениегл при высоких контактных напряжения-после

35 работы в течение 2 час.путегл сравнения износа поверхностеи тел трения, погруженных в гласло с присадкой и без нее. Износ определяют с помощью микроскопа по ширине до40 рожки качения .

ПРЕДМЕТ ЙЬОБРЕТ1НИЯ

Способ определения коррозионных свойств присадок к маслам в условиях трения, отличающийся тем,,5 что,с целью повышения надежностй и точйости оценки, масло оез присадки испытывают в условиях гицродинамического режима, обеспечивающего отсутствие износа поверхности, с последующим испытанием масла с присадкои и по разности величин износа судят о коррозионных свойствах присадок.