Устройство для передачи перемещений в герметичную полость

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

!

О Л И С А Н=-М Е п1) 4434l6

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства 307424 (22) Заявлено 19.11.71 (21) 1715735/26-25 с присоединением заявки ¹ (32) Приоритет

Опубликовано 15.09.74. Бюллетень № 34

Дата опубликования описания 07.05.75 (51) М. Кл. G 21Й 1 02

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР (53) УДК 621.039.5 (088.8) (72) Автор изобретения

В. К. Резепов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ

В ГЕРМЕТИЧНУЮ ПОЛОСТЬ

Известно устройство для передачи перемещений в герметичную полость по основному авт. св. 30/424, относящееся к электроприводам, предназначенным для перемещения тел в полости, отделенной от электропривода сильфоном (например, для перемещения регулирующего органа в полости ядерного реактора).

Для обеспечения аварийного движения перемещаемого тела с большой скоростью из любого промежуточного положения в пределах хода в крайнее, дальнее от электропривода предлагаемом устройстве статор электродвигателя закреплен в герметичном кожухе, дистанционно управляемыми защелками и содержит направляющие для осевого перемещения в кожухе и пружину сжатия, которая установлена между опорными торцами статора и кожуха.

На фиг. 1 и 2 показано предлагаемое устройство, продольный разрез; на фиг. 3 — разрез по А — А на фиг. 2.

Устройство содержит металлический сильфон 1, который плотно соединен неподвижным концом с направляющим кожухом 2. В кожухе 2 установлен электродвигатель 3, который может перемещаться вдоль своей оси на некоторую величину относительно кожуха 2.

Статор электродвигателя 3 ограничен от поворота вокруг своей оси направляющими (на чертежах не показаны).

Ротор электродвигателя 3 свободно вращается относительно статора и соединен с гайкой 4, при вращении которой винт 5 перемещается поступательно.

Винт 5 проходит через ротор. Он соединен с подвижным концом сильфона 1 и через тягу

6 и многозвенный механизм 7 с перемещаемым телом 8.

Для зацепления или расцепления привода с перемещаемым телом 8 винт 5 выполнен полым и на верхнем торце уплотнен пробкой 9.

Тяга 6 жестко прикреплена к винту 5 и, проходя внутри винта и сильфона, крепится при помощи байонетных вырезов к верхним полуосям шарнирного механизма 7.

Нижний конец шарнирного механизма 7 соединен крайними полуосями с шариковым захватом 10, который находится в зацеплении с перемещаемым телом 8.

20 Полуоси 11 закреплены в направляющем кожухе 2 неподвижно; все другие оси и звенья шарнирного механизма могут перемещаться в направлении оси привода.

Шарнирный механизм 7 выполнен из двух

«ширм», которые соединены между собой осями так, чтобы пространство по оси привода было свободно для прохода специнструмента к захвату 10.

Кожух 2 установлен в корпусе 12 привода.

Верхняя полость кожуха 2 уплотнена крышкой 13 и пробкой 14 и соединена с газовой

443416

50 системой, давление в которой для разгрузки сильфона 1 равно и близко давлению рабочей среды в корпусе 12 (соединение с газовой системой на чертеже не показано).

Между дном 15 направляющего кожуха 2 и электродвигателем 3 установлена пружина сжатия 16, передающая через шайбу 17 осевое усилие на статор электродвигателя.

Направляющие 18, установленные иа крышке 13 и ролики 19, установленные на винте 5, обеспечивают возможность осевого перемещения винта, препятствуя вращению его и скручиванию сильфона 1.

На крышке 13 закреплены катушки 20 электромагнитных защелок и оси 21, на которых установлены поворотные фиксаторы 22. Фиксаторы 22 входят кулачками 23 в соответствующие вырезы рубашки 24 статора при подаче напряжения в обмотки катушек 20 и выталкиваются из вырезов рубашки статора при обесточивании катушек 20 пружиной 16 и пружиной 25. На крышке 13 закреплен индуктивный датчик 26, а на корпусе 12 закреплен индуктивный датчик 27, которые по положению соответствующих сердечников 28 и 29 позволяют определять положение винта 5 и одного из звеньев шарнирного механизма.

Электропитание к обмоткам статора электродвигателя подводится по проводам 30, заключенным в спиральный трубчатый змеевик

31, герметично присоединенный к крышке 13 и рубашке 24 статора.

Устройство работает следующим образом.

В рабочем режиме тело 8 перемещается вверх или вниз с заданной скоростью при подаче напряжения на обмотки статора, который удерживается в крайнем нижнем положении кулачками 23. Ротор электродвигателя при этом вращается совместно с гайкой 4, а винт 5 перемещается поступательно и через тягу 6 передает это перемещение крайним верхним полуосям шарнирного механизма 7.

При перемещении верхних полуосей перемещаются все звенья и оси шарнирного механизма кроме полуосей 11.

Наибольшее перемещение осуществляют крайние нижние полуоси шарнирного механизма. К этим полуосям захватом 10 крепится перемещаемое тело 8.

Полость привода герметизирована от поло5

35 сти с рабочей стрелой сильфоиом 1 и пробкой 9.

В аварийном режиме, т. е. в режиме, когда требуется быстро переместить тело 8, например регулирующий стержень, в крайнее, дальнее от электродвигателя, поло>кение, производят отключение электропитания обмоток катушек 20.

Под действием усилий пружин 25 фиксаторы 22 поворачиваются на осях 21 и кулачки

23 выходят из вырезов рубашки 24 статора.

Под действием усилия пру>кипы 16 электродвигатель 3 с гайкой 4 ll винтом 5 выталкиваются вверх до упора в пробку 14, а тело 8 перемещается в крайнее нижнее положение.

Пиз ание от катушек 20 для сброса тела 8 вниз из любого проме>куточного положения можно производить как одновременно с отключением питания обмоток статора электродвигателя, так и индивидуально.

Индуктивный датчик 27 может быть вьшолиен и встроенным внутрь корпуса 12, что повышает его чувствительность.

Электродвигатс. ь перемещается в рабочее положение, т. е. в положение, когда пружина

16 с>ката, а кул .чки 23 заходят в вырезы ру башки 24 и удерживают статор в неподвижном голожеиии за счет вращения ротора.

При крайнем нижнем положении тела 8 пробка 9 винта 5 оперта на пробку 14 и вращение ротора перемещает электродвигатель вниз, в положение, когда кулачки 23 заходят в вырезы рубaøêè 24 статора, а пружина 16 с>ката.

При осевом перемещении электродвигателя трубчатый змеевик 31, деформируясь предохраняет провода 30 от повреждений.

Предмет изобретения

Устройство для передачи перемещений в герметичную полость по авт. св. М 307424, отличающееся тем, что, с целью увеличения скорости перемещаемого элемента при аварийном режиме, статор электродвигателя закреплен в герметичном кожухе дистанционио управляемыми защелками и содержит направляющие для осевого перемещения в ко>кухе и пружину сжатия, которая установлена между опорными торцами статора и кожуха.

443416

Фиг 5

Составитель M. Золотухина

Техред О. Гуменюк

Редактор И. Шубина

Корректоры: H. Лебедева и А. Васильева

Типография, пр, Сапунова, 2

Заказ 1060/2 Изд. № 1221 Тираж 506 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5