Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е щ44з44т

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

K АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства— (22) Заявлено 09.06е 72 (21)Х795659/24-7 с ! с присоединением заявки— (51) М. Кл.

Н 02к I/26

Государственный комитет

C08GTG Миннстроо СССР оо делам изобретений н открытий (32) Приоритет

ОпубликованоБЙ9 74 Бюллетень ¹ . З4 дата опубликования описания 28 йе 74 (53) УДК 62I.ЗХЗ.

22.8I

088.8) (72) Авторы

H3«I «eH« Г.Г.Счастливый В.И.Шевченко,Б.В.Спивак,—

И.Я.Черемисов, В.Б.Каплунов и Б.Л.Коновалов (71) Заявитель И (54) РОТОР С ННОЙ НЕЯВНОПСЯКСНОЙ

М ЖКОЙ МАШИНЫ

Известны роторы синхронной неявнополюсной машины, например, турбогенератора с короткозамыкаю, щими демпферными элементами в тор цовой зоне ротора, обеспечивающими повышение тангенцйальной проводимости торцов ротора и частичное шунтирование контактных сопротивлений зубец-клин.

Недостатком конструкций явля- " ется выполнение шунтов на торцовых поверхностях зубцов, либо между кольцевыми клиньями, что не может защитить посадочные поверхности бочки и багажных колец от вихревых токов, которые при повышенной частоте стремятся протекать в участках ротора, ближайших к расточке статора, и поэтому в сущест- „ венной мере перетекают на бандажные кольца, нагружая посадочные поверхностй и нагревая торцовую зону ротора. снижения нагрева торцовой „ зоны ротора в предлагаемом роторе кольцевые пазовые клинья снабжены хвостовиками, на внутренней поверхности бандажных колец над хвостовиками выполнены кольцевые выточки, образующие технологический зазор, а демпферные высокопроводящие элементы выполнены в виде вставок в коронках зубцов, расположенных вне зоны контакта поверхностей бандажных колец и бочки ротора.

Кроме того, для повышейия электропроводности шунтирующего контура кольцевые. пазовые клинья выполнены неразъемными из двух частей — из стали и высекопроводящего металла, а хвостовики кольцевых пазовых клиньев могут иметь канавки на противоположных поверхностях токонесущих частей.

На фиг. I и 2 изображены конструкции торцовой зоны описываемого ротора; на фиг. 3 — сечение паза ротора; на,фиг. 4 — кольцевой . пазовый клин.

44344I

Бандажное кольцов I имеет го- рячую посадку на бочку ротора 2, а также на вставки 3 из высокопроводящего металла {медь, бронза и др.) в зубцах и неподвижнйе токонесущие части кольцевых пазовых клиньев 4.

Эти клинья, выполненные из стали и . цветного металла неразъемным спосо- бом (электрошлаковая наплавка, вы-, сокотемпературная пайка.и т.п.), имеют две основные частй: грузойе- ig сущую из стали и токонесуцую из высокопроводящего металла. Токонесущая часть клина состоит из непод- . вижного участка 5 и подвижного ,хвостовика 6, который может от- is кланяться в радиальной плоскости ротора благодаря выполненным во встречных направлениях поперечным канавкам 7. При полностью заклиненных пазах и насаженном бандаж- ю ном кольце вставки 3 зубцов находятся в контакте с неподвижными высокопроводящими участками 4 смежных кольцевых клиньев, образуя по окружности ротора вйсокопроводящий шунтирующий контур, который вынесен за посадочные поверхности.

Бандажнов кольцо имеет внутреннюю кольцевую выточку на длине, равной длине подвижного хвостовика 6, обеспечивающую технологический зазор между бандажом и бочкой ротора.

В рабочем режиме машины подвижныв хвостовики при".;котся под ,действием цвнтробежнои "илы к внутренней поверхности бандажного кольца на длине, соответствующей его кольцевой вйточке, и создают надежный электрический контакт.

Вставки зубцов, выполненные из цветного металла (сплава), надежно пврвмыкают участки 4 кольцевых клиньев.

Возникающие в роторе турбогв- 45 нератора вихревые токи повышенной частоты, которые протекают в аксиальном направлении, главным об-, разом по зубцам (пазовые клинья разделены по длине) затекают В 50 область кольцевых клиньев и замыкаются по высокопроводящему шунти4 рующему контуру. Иервход вихревых токов на, бандажное кольцо возможен через вставки 3, однако практически осуществляется подвижными хвостовиками 6, обеспечивающими токовую разгрузку торцов.

Таким образом, посадочные поверхности бочки и бандажных колец, образующие контактные пары стальсталь, оказываются зашунтированными высокоцроводящим контуром.

Так как остановке ротора предшествует разгрузка машины или ев отключение от сети, исключаются возможность работы подвижных zsoeTosmzoa на размыкание тока и связанныв с этим обгары контактных поверхностей., ПРЕДМЕТ ИЗОБРЕТЕНИЯ

I. Ротор синхроннои неявнополюсной электрической машины, содержащий шунтирующий контур в вицв бандажных колец, насаженных на бочку, демпфернйх высокопроводящих элементов в торцовой зоне, электрически соедиченных с кольце- . выми пазовыми клиньями; удерживающими обмотку возбуждения, отличающийся тем, что, с целью снижения нагрева торцовой зоны ротора, ксаьцевые пазовые клинья снабжвнй хвоотовиками, на внутренней поверхности бандажных колец над хвостовиками выполнены выточки, а демпферные высокопроводящие элементы выполне- . ны в виде вставок в коронках зубцов, расположенных внв зоны контакта поверхностей бандажных колец

m бочки ротора.

2. Ротор йо и. I, отличающийся тем, что, с целью йовышения электропроводности шунтирующего контура, кольцевыв пазовые клинья выполнейы неразъемными из двух частей — из стали и высокопроводящего металла, 3. Ротор по п.п,I и 2,,отличающийся твм, что хвостовики коль-, цевых пазовых клиньев имеют канавки на противоположных поверхностях токонесущих частей, 44344I

Состоим гол» В, TPBFffdOB

l, " 1 С.ХЕйфИц ре 1, А.ЗбарСКИИ.1акая 39ЧЬ I раж 722

Подписное

Пад. № 9

III>o. ïðия ие а1!атеиг», Москиа, Г 59, Ьережконская иаб., аб., 24

Ill ll1lll ll1 1 осударственного комитета Созет а Министров СССР о0 делам изобретений и открытий

Мосина, 113035, 1 аушскан иаб., 4