Способ получения антифрикционных материалов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1- -н- гж."о
АЯ
ОПИС ИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ пп 443792
Союз Советскнк
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 14 12.70 (21) 1602196/23-5 с присоединением заявки ¹ (51) М. Кл. В 44d 5/08
В 29с 13/00
Совета Министров СССР но делам изобретений и открытий
Опубликовано 25.09.74. Бюллетень № 35
Дата опубликования описания 01.04.75 (53) УДК 667.648.4(088.8) (72) Авторы изобретения
В. М. Сорокин и А, П. Голдобин (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
ГосУдаРственный комитат- (32) Приоритет
Изобретение относится к технике получения на деталях трения износостойкого антифрикциопного поверхностного слоя.
Известен способ повышения долговечности деталей трения в эксплуатации путем создания износостойкого поверхностного слоя, заключающийся в том, что на трущуюся поверхность, обработанную шлифованием или виброобкатыванием шариком, наносится пленкообразующий антифрикционный состав на основе дисульфида молибдена.
Такой способ получения износостойкого поверхностного слоя характеризуется недолговечностью вследствие низкой адгезии антифрикционной пленки к поверхности металла.
Поэтому наносимое покрытие практически истирается в период приработки изделия в процессе сборки. Кроме того, пленка, толщина которой 10 мкм и более, препятствует свободной сборке сопрягаемых поверхностей деталей второго класса точности и выше, поэтому в процессе сборки пленка частично счищается, что ухудшает условия приработки и эксплуатации.
Цель изобретения — повышение прочности и долговечности покрытия.
Это достигается тем, что обработку проводят согласно новому порядку чередования технологических операций, заключающемуся в том, что трущуюся поверхность детали покрывают антифрикционным составом на основе дисульфида молибдена толщиной 10 — 20 мкм, сушат при 150 С с последующим виброобкатыванием шариком, прижатым к поверхности
5 детали с усилием 50 — 100 кг (скорость виброобкатывания 70 — 100 м/мин, подача, 0.07—
0,1 мм/об) .
Под давлением шарика частицы покрытия запрессовываются во впадины, образующиеся
1о при механической обработке деталей, и внедряются в поверхностный слой металла. При этом происходит не только механическая запрессовка, внедрение покрывающей пленки в поры или неровности металла, но диффунди15 рование ее в глубь металла в результате пластической деформации поверхностного слоя.
Образующийся в результате диффузии новый слой металла отличается от исходного своими физико-механическими свойствами, структу20 рой, напряженностью, что повышает сопротивление износу, схватыванию и т. д. При этом производится калибровка размеров деталей, что дает возможность производить сборку узлов трения без зачистки покрытия.
Таким образом, срок службы шарнирных соединений шасси самолетов повышается более чем в 2 раза по сравнению с деталями, имеющими гальванические покрытия кадми30 ем, хромом.
443792
Составитель А. Алферов
Корректор Л. Котова
Редактор Т. Загребельная Техред М. Семенов
Заказ 746/5 Изд. И 404 Тираж 456 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобрстеиий и открытий
Москва, 7Е-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Пример. После термической обработки и шлифования по серийной технологии на трущиеся поверхности деталей пульверизатором наносят антифрикционный состав типа
ВАП-2, состоящий из дисульфида молибдена, эпоксидной и меламиноформальдегидной смол с добавкой пластификатора. После сушки деталей в термошкафу при 150 С производят упрочняющую виброобработку с усилием 100 r.
В результате микротвердость поверхностного слоя увеличивается на 10 — 30% в зависимости от материала детали, шероховатость поверхности уменьшается с V 7 до V8 — V9 класса точности, износ поверхностного слоя уменьшается в 2,5 раз (для стали ЗОХГСНА), Предмет изобретения
Способ получения антифрикционных материалов путем нанесения на трущуюся поверхность антифрикционного состава на основе полимерного связующего и дисульфида молибдена и его отверждения отличаю щийся
10 тем, что, с целью повышения прочности и долговечности покрытия, проводят виброобкатку отвержденного покрытия шариком с усилием
50 †1 кг.