Способ получения антифрикционных материалов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1- -н- гж."о

АЯ

ОПИС ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ пп 443792

Союз Советскнк

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 14 12.70 (21) 1602196/23-5 с присоединением заявки ¹ (51) М. Кл. В 44d 5/08

В 29с 13/00

Совета Министров СССР но делам изобретений и открытий

Опубликовано 25.09.74. Бюллетень № 35

Дата опубликования описания 01.04.75 (53) УДК 667.648.4(088.8) (72) Авторы изобретения

В. М. Сорокин и А, П. Голдобин (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

ГосУдаРственный комитат- (32) Приоритет

Изобретение относится к технике получения на деталях трения износостойкого антифрикциопного поверхностного слоя.

Известен способ повышения долговечности деталей трения в эксплуатации путем создания износостойкого поверхностного слоя, заключающийся в том, что на трущуюся поверхность, обработанную шлифованием или виброобкатыванием шариком, наносится пленкообразующий антифрикционный состав на основе дисульфида молибдена.

Такой способ получения износостойкого поверхностного слоя характеризуется недолговечностью вследствие низкой адгезии антифрикционной пленки к поверхности металла.

Поэтому наносимое покрытие практически истирается в период приработки изделия в процессе сборки. Кроме того, пленка, толщина которой 10 мкм и более, препятствует свободной сборке сопрягаемых поверхностей деталей второго класса точности и выше, поэтому в процессе сборки пленка частично счищается, что ухудшает условия приработки и эксплуатации.

Цель изобретения — повышение прочности и долговечности покрытия.

Это достигается тем, что обработку проводят согласно новому порядку чередования технологических операций, заключающемуся в том, что трущуюся поверхность детали покрывают антифрикционным составом на основе дисульфида молибдена толщиной 10 — 20 мкм, сушат при 150 С с последующим виброобкатыванием шариком, прижатым к поверхности

5 детали с усилием 50 — 100 кг (скорость виброобкатывания 70 — 100 м/мин, подача, 0.07—

0,1 мм/об) .

Под давлением шарика частицы покрытия запрессовываются во впадины, образующиеся

1о при механической обработке деталей, и внедряются в поверхностный слой металла. При этом происходит не только механическая запрессовка, внедрение покрывающей пленки в поры или неровности металла, но диффунди15 рование ее в глубь металла в результате пластической деформации поверхностного слоя.

Образующийся в результате диффузии новый слой металла отличается от исходного своими физико-механическими свойствами, структу20 рой, напряженностью, что повышает сопротивление износу, схватыванию и т. д. При этом производится калибровка размеров деталей, что дает возможность производить сборку узлов трения без зачистки покрытия.

Таким образом, срок службы шарнирных соединений шасси самолетов повышается более чем в 2 раза по сравнению с деталями, имеющими гальванические покрытия кадми30 ем, хромом.

443792

Составитель А. Алферов

Корректор Л. Котова

Редактор Т. Загребельная Техред М. Семенов

Заказ 746/5 Изд. И 404 Тираж 456 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобрстеиий и открытий

Москва, 7Е-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Пример. После термической обработки и шлифования по серийной технологии на трущиеся поверхности деталей пульверизатором наносят антифрикционный состав типа

ВАП-2, состоящий из дисульфида молибдена, эпоксидной и меламиноформальдегидной смол с добавкой пластификатора. После сушки деталей в термошкафу при 150 С производят упрочняющую виброобработку с усилием 100 r.

В результате микротвердость поверхностного слоя увеличивается на 10 — 30% в зависимости от материала детали, шероховатость поверхности уменьшается с V 7 до V8 — V9 класса точности, износ поверхностного слоя уменьшается в 2,5 раз (для стали ЗОХГСНА), Предмет изобретения

Способ получения антифрикционных материалов путем нанесения на трущуюся поверхность антифрикционного состава на основе полимерного связующего и дисульфида молибдена и его отверждения отличаю щийся

10 тем, что, с целью повышения прочности и долговечности покрытия, проводят виброобкатку отвержденного покрытия шариком с усилием

50 †1 кг.