Фрикционная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (и1 444903

Саки Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 19.01.73 (21) 1873027 25-27 (51) М. Кл, F 16d 13154 с присоединением заявки ¹

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (32) Приоритет

Опубликовано 30.09.74. Бюллетень ¹ 36

Дата опубликования описания 22.08.75 (53) УДК 621 825 54 (088.8) (72) Авторы изобретения

IO. А. Авдеев и В: Г. Карташов (71) Заявитель (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к области общего машиностроения и предназначено для использования в специальных многобарабанных лебедках.

Известны фрикционные муфты, содержащие ведущую, ведомую полумуфты, пакеты дисков и механизм ручного управления.

Однако в многобарабанных лебедках для подключения и отключения какого-либо одного или группы барабанов к приводу при эксплуатации требуется совмещение механического и местного ручного управления муфты при аварийных ситуациях.

Для совмещения механического и ручного управления при аварийных ситуациях в предлагаемой муфте механизм управления выполнен в виде взаимодействующих между собой обоймы и втулки с торцовыми винтовыми кулачками, причем обойма имеет подпружиненную серьгу с закрепленными в ней гидроцилиндром и проушиной с дуговым пазом и установленной в нем резьбовой втулкой, в которую ввинчен шток, связанный с рукояткой ручного управления, а втулка снабжена зубчатым венцом, взаимодействующим с неподвижно закрепленной зубчатой рейкой.

Для разгрузки ведущего вала от осевых усилий сжатия дисков и унификации муфт многобарабанных лебедок на ведущей полумуфте смонтированы ведущие фрикционные диски и установлены взаимодействующие между собой обойма и втулка с торцовыми вин овыми кулачками.

Для pcI ) ëèðîâàíèÿ передаваемого крутя5 щего момента на наружной поверхности штока смонтированы гайки и упор, между которыми установлена пружина.

На фиг. 1 изображен продольный разрез предлагаемой муфты с частичным разрезом

10 по проушине обоймы; на фиг. 2 — вид сбоку с частичным разрезом.

Муфта состоит из приводного вала 1, на который надевается ведущая полумуфта 2, связанная с приводным валом шпонкой 3.

15 На шлицах ведущей полумуфты 2 размещены ведущие фрикционные диски 4, упор 5, подшипник 6, втулка 7, подшипник 8, обойма 9 и гайка 10 со стопорной шайбой 11. На приводном валу 1 на подшипниках 12 установле20 на ведомая полумуфта 13, на внутренних шлицах которой сидят ведомые фрикционные диски 14.

Обойма 9 снабжена серьгой, к которой через ось 15 присоединяются гидроцилиндр 16

25 включения муфты и пружина 17 выключения муфты. Втулка 7 снабжена зубчатым венцом, фиксирующим ее от разворота зубчатой рейкой 18, которая болтами 19 и штифтами 20 жестко связана с опорой 21. Через отверстие

30 в опоре 21 и проушину обоймы 9 проходит

444903

Зо

55 шток 22 ручного привода. На последний надеваются съемная рукоятка 23, втулка 24 с навннченным на нее упором 25 и контргайкой 26, пружина 27 и упор 28, а на конец штока навинчивается резьбовая втулка 29, которая цапфами размещается в дуговых пазах проушины обоймы 9.

Муфта от механического привода работает следующим образом.

В гидроцилиндр 16 подается рабочая жидкость, поршень гидроцилиндра выдвигается и через ось 15 в серьге разворачивает обойму

9 против часовой стрелки, растягивая пружину 17 выключения муфты. Разворачиваясь, обойма 9 винтовыми кулачками нажимает на ответные винтовые кулачки втулки 7, которая, будучи ограничена от разворота зубчатой рейкой 18, отжимается от обоймы 9 и через подшипник 6 и упор 5 сжимает фрикционные диски 4 и 14. При развороте обойма 9 проушиной перемещается относительно штока

22 против часовой стрелки и сжимает через упор 28 пружину 27, опертую в упор 25, а резьбовая втулка 29 цапфами скользит в дуговых пазах проушины обоймы 9. Для уменьшения передаваемого муфтой крутящего момента упор 25 по резьбе на втулке 24 перемещается к проушине обоймы 9, а для увеличения крутящего момента перемещается от проушины так, чтобы при полном ходе .включения муфты передаваемый момент был равен требуемому. Для фиксации на втулке 24 упора

26 последний контрится контргайкой 26.

При отключении муфты рабочая полость гидроцилиндра 16 соединяется со сливом и усилием сжатой пружины 27 и растянутой пружины 17 обойма 9 разворачивается по часовой стрелке, задвигая поршень в гидроцилиндр 16 и освобождая от усилия кулачки втулки 7, и снимает усилие сжатия фрикционных дисков 4 и 14. При этом обойма 9 проушиной перемещается относительно штока 22 по часовой стрелке, резьбовая втулка 29 цапфами скользит в дуговых пазах проушины обоймы в направлении, обратном имеющему место при включении муфты.

От ручного привода муфта работает следующим образом, Шток 22 рукояткой 23вращаетсяпочасовой стрелке и навинчивает на себя резьбовую втулку 29, которая, упираясь в стенки дуговых пазов проушины обоймы 9, разворачивает ее против часовой стрелки, сжимая через упор 28 пружину 27, растягивая пружину 17 выключения муфты и выдвигая поршень из гидроцилиндра 16. Разворачиваясь, обойма 9 винтовыми кулачками нажимает на ответные винтовые кулачки втулки 7, которая, будучи ограничена от разворота зубчатой рейкой 18, отжимается от обоймы 9 и через подшипник 6 и упор 5 сжимает фрикционные ведущие и вело м ы с д ll (å è 4 и I 4 .

Для отключения муфты вручную рукояткой 23 шток 22 вращается против часовой стрелки и вывинчивается из резьбовой втулки

29, а обойма 9 усилием сжатой пружины 27 и растянутой пружины 17 разворачивается по часовой стрелке, задвигая поршень в гидроцилиндр 16 и освобождая от усилия кулачки втулки 7, и снимает усилие сжатия фрикционных дисков 4 и 14.

Компенсация износа трущихся пар (обоймы, втулки и дисков 4 и 14) достигается тем, что втулка 7 снабжена зубчатым венцом и при износе трущихся пар втулка разворачивается в направлении, противоположном вращению обоймы при включении муфты, на один зуб относительно зубчатой рейки, фиксирующей эту втулку от проворота.

Установка ведущих фрикционных дисков

4, обоймы 9 и втулки 7 на ведущей полумуфте 2, выполненной в виде втулки и связанной шпонкой с приводным валом, разгружает последний от осевых усилий сжатия дисков и позволяет унифицировать муфты многобарабанных лебедок.

Прс дмет и: обретения

1. Фрикционная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, установленные на них соответственно ведущие и ведомые фрикционные диски, а также механизм управления, отличающаяся тем, что, с целью совмещения механического и ручного управления при аварийных ситуациях, механизм управления выполнен в виде взаимодействующих между собой обоймы и втулки с торцовыми винтовыми кулачками, причем обойма снабжена подпружиненной серьгой с закрепленными в ней гидроцилиндром и проушиной с дуговым пазом и установленной в нем резьбовой втулкой, в которую ввинчен шток, а втулка снабжена зубчатым венцом, взаимодействующим с неподвижно закрепленной зубчатой рейкой.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью разгрузки ведущего вала от осевых усилий сжатия дисков и унификации муфт многобарабанных лебедок, взаимодействующие между собой обойма и втулка с торцовыми винтовыми кулачками установлены на ведущей полумуфте.

3. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью регулирования передаваемого крутящего момента, на наружной поверхности штока смонтированы гайка и упор, между которыми установлена пружина.