Ротор синхронной явнополкшой машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

8CECO_#_3atJ JЧ " % пg! . " е

QllИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИД6ТЙЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистииеских

Республик (11) 445099 (61) Зависимое от авт. свидетельства(22) Заявлено 05.0I 7I (21)I607678/2Æ (51) М Кл.

Н 02к 3/20 с присоединением заявки—

Гоетдерстееиный коиетет

Севвтв Миииетреа СССР еа делан иэобретеией к етияытий (32) Приоритет

Опубликован К 09 ° 73Бюллетень № З6 (45) Дата опубликования описания2Е.II.7 (53) УЙК

62I. 3I3.045. 29(088. 8} (72) ATîP В,З.ПИ(НЕ., И.А.ППБОВ, В.Ф.ФЕДОРОВ и В.К.ВОРОБЕЙ изобретения (71) За;;в :тель (54) РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНОПОПКСНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к облао ти электромашиностроения.

Известны роторы синхронных явнополюсных машин, содержащие на каждом полюсе катушки двух изолированных одна от другой обмоток возбуждения, основноИ и вспомогательной, намагничивающие силы которых направлены встречно. Встречно направленная вспомогательная обмотка возбуждения вызывает снижение перенапряжений в основной обмотке возбуждения во время переходных процессов. Однако при размещении вспомогательной обмотки возбуждения на полюсе с одной стороны от основной перенапряжения в обмотке снижаются в недостаточноИ степени.

Целью изобретения является снижение перенапряжениИ в основноИ обмотке возбуждения.

Лля этого вспомогательная обмотка выполнена из двух изолированных многорядных плоских катушек на каждом полюсе, расположенных по высоте последнего по обе стороны

2 от катушки основной обмотки.

На фиг. I изображены катушки основной и вспомогательноИ обмоток в сборе с полюсом; на фиг. 25 разрез катушек обмоток.

На изолированные сердечники полюсов Е установлены катушки 2 основной обмотки и катушки 3 вспомогательной обмотки возбуждения.

1о Основная рабочая обмотка возбуждения рассчитана на номинальный ток возбуждения и состоит из однорядных катушек, как и обычные обмотки возбуждения явнополюсных синхронных машин. Катушки основноИ обмот15 ки выполняются из шинной меди с изоляциеИ между витками. Каждая катушка 3 состоит иэ двух частей, выполненных в виде плоских шайб, которые распологаются сверху и ао снизу от основной катушки 2.

Катушки вспомогательноЙ обмотки выполнены многрядными из нескольких витков. Сечение. меди витков этих катушек в несколько раэ меньше сечения меди основных катушек, учитывая относительно ма445099

3 лую величину отрицательного тока возбуждения в сравнении с током возбуждения в основных катушках.

Общее число витков двух катушек 3 выполняется примерно равным чис- б лу витков основноИ катушки 2.

Витки катушек 3 изолированы друг относительно друга, например, стеклослюдинитовой лентоИ 4 на эпоксидном связующем. Поверх витков наложена . корпусная изоляция

5, например несколько слоев той же стеклослюдинитовой ленты на эпоксидном связующем, которая выпекается под давлением -в нагретом состоянии. Толщина корпусной изоляции выбйрается в зависимости от номинального напряжения возбуждения, с учетом возможных перенапря- 2о женйй в обмотках.

1ан видно из фиг. I и 2, вспомогательные катушки 3 расположены на полюсах вместо нормально приме. няемых изоляционных шайб. При атом высота сердечников полюсов мало отличаются от высоты полюсов машин с одной обмоткоИ. Это позволяет унифицировать роторы машин, предназначенных для работы в основном с емкостной нагрузкоИ, и машин, ра- зо ботающих с емкостноИ и индуктивной нагрузками с отрицательным током возбуждения.

С целью быстрого гашения поля в машине после отключения ее от се- З5 ти при аварийных режимах во всномо4 гательную оомотку подается отрицательныИ ток возбуждения, который гасит поле ротора. Катушки вспомогательноИ обмотки могут соединяться последовательно или. параллельно из двух или более цепей в зависимости от величины тона и напряжения источника питания.

Основная и вспомогательная обмотки возбуждения могут питаться от независимых источников питания, например от двух статических тйристорных выпрямителей или вух вращающихся полупроводниковых редложенныИ ротор с двумя обмотнами возбуждения целесообразно применять в мощных сийхронных номпенсаторах.

Предмет изобретения

Ротор сибхронной явнополюсной машины, содержащий на каждом полюсе катушки двух изолированных одна от другой обмоток возбуждения, основной и вспоюгательной, намагйичивающие силы которых направлены встречно, о т л и ч а ю— щ и И с я тем, что, с целью снижения перенапряжений в основной обмотке возбуждения, вспомогательная обмотка возбуждения выполнена из двух изолированных многорядных плоских катушек на каждом полюсе, размещенных по высоте последнего по обе стороны от катушки основноИ обмотки.

445099 с« у1 8. 2

Со с та вн тель А ° ЛИС 0В

Редактор В еЛОВЯТОВ Текрел Е. ПЕтрОВа

Подпнсно

Заказ

Предприятие «Патент», Москва, Г-59, Бережковская иаб., 24 ф ффг Изл. 34 Я9 Тираж 72

ЦНИИ1!И Государственного комитета Совета Министров СССР по девам изобретений н открытий

Москва, 113035, Раушская наб., 4