Многоступенчатый зубчатый привод

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскнх

Соцн алкин ческнх

Ресаубанк (11) 445778 (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено09.11.71 (21) 1711879/25-28 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 05.10.74. Бюллетень № 37

Дата опубликования описания ?2 О4 75 (51) М. Кл.Р16Ь3/28

Государственный комитет

Совета Иинистраа СССР по делам изобретений и отирь1тий (53) УДК 62 1. 833. 1 5 (088.8) {72) Автор изобретения

Б. A. Мельников (71) Заявитель Вечернее отделение №6 Московского ордена Трудового Красного Знамени инженерно-физического института (54) МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ ЗУБЧАТЫЙ ПРИВОД зубчатыми венцами, расположенными на этих винтах и обеспечивающими свободное

Изобретение относится к механизмам изменения скорости, в частности к механизмам" ступенчатого изменения скорости приводов главного движения подач станков.

Известны многоступенчатые зубчатые приводы, содержащие корпус, центральные ведущее и ведомое колеса, центральный вал, шестерни, установленные вокруг ведущего и ведомого колес на шлицевых валах подвижно в осевом направлении.

Число ступеней скорости выходного вала и возможность уменьшения габаритов и размеров у таких передач весьма ограничены.

Целью изобретения является увеличение числа ступеней скорости привода и уменьшение габаритных размеров.

Это достигается тем, что привод снабжен замкнутой по окружности группой зубчатых передач, обеспечивающих кинематическую связь между шестернями, поворотными поводками, полыми винтами, установ- ленными свободно относительно центрального вала и имеющими резьбовое соедине-, ние с поводками, резьбовыми втулками с перемещение переключающих поводков, переключающими зубчатыми рейками, передвигающимися по касательной к венцам резьбовых втулок, толкателями, взаимодействующими с зубчатыми рейками, а шестерни снабжены ступицами с кольцевыми проточками, в которых размещаются по1п воротные поводки.

На фиг. 1 изображен предлагаемый привод, разрез; на фиг. 2 — разрез по А-А

:на фиг, 1; на фиг. 3 — разрез по Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 — кинематическая схема

15 привода; на фиг. 5 — график чисел о6оротов.

На соосных валах привода закреплены центральные ведущее 1 и ведомое 2 зубчатые колеса.

20 Шестерни 3 и 4 не находятся в постоянном зацеплении с центральными колесами, а могут включаться в работу поочередно. Они связаны между собой замыкаемой по окружности кинематической

25 цепью, состояшей из цилиндрических зуб445778 чатых передач 5-16 с заданными передаточными отношениями.

К торцам цилиндрического корпуса 17 привода привернуты фланцы 18 и 19, сцентрированные по цилиндрическим пояскам, По концентричной окружности, центр которой совпадает с центральной ссьюпри-. вода, размещены однотипйые шлицевые ва,лы 20.

Устройство для переключения шестерен и зубчатых колес круговой группы передач, смонтировано на общей оси 21, правая опс ра которой является плавающей и поджата к оси пружиной. Наосй, свободно установлены четыре полых винта 22-25, которые имеют зубчатые венцы. На винтах 22, 24 нарезана многозаходная правая резьба трапецеидального профиля, а винты 23 и

25 имеют левую нарезку. Зубчатые венцы необходимы для поворота винтов с помощью реек 26, которые при переключени-, ях шестерен входят в зацепление с венцами. Рейки поворачиваются на осях 27 тол- кателей 28 и своими торцами прижаты к торцовым поверхностям толкателей пластинчатыми пружинами. На полых винтах свободно установлены втулки 29, в которых через 120 выполнены продольные фигуро ные пазы. Вдоль пазов скользят поводки 30, . которые имеют фигурные вырезы по форме, фасонной части втулок и резьбовые соединения с полыми винтами. С зубчатыми венцами втулои в постоянном зацеплении находятся рейки 31, необходимые длы поворота втулок с поводками и установки последних против переключаемого зубчатого колеса.

Шестерни 3, 4 и зубчатые колеса 516 разграничены на четыре ряда сплошными 32 и фасонными 33 дисками. Сплошные диски свободно установлены на выступах втулок 29, а фасонные, имеющие радиус иые вырезы, закреплены винтами на торцах этих втулок так, чтобы радиусные вырезы находились против поводков 30.

Работает привод следующим образом.

И исходном положении при неработающем приводе шестерни выведены из зацепления с центральными ведущим, и ведомым колесами, а зубчатые кш.оса круговой i руппы передач находятся между собой в зацеплении и образуют замкнутую кинем атическую цепь.

Для передачи вращения от ведущего колеса 1 ведомому колесу 2 необходимо ввести в зацепление одну из шестерен 3 с ведущим колесом 1 и одну из шестерен

4 — с ведомым колесом 2, круговую кинематическую цепь разомкнуть дважды: перед валом шестерни 3 и после вала шестерни 4.

Если в зацеплении с центральным колесом включена шестерня 3 (фиг, 4), то крутящий момент на ведомое колесо в сторону уменьшения числа оборотов можно передать через следующие валы круговой кинематической цепи (фиг, 4):

1) ii-УН

2) И-УН-УШ

3) И-УЙ-Ш-УШ-i У-У;

4) Н-УП-Ц1-УШ-1У-У-1-У1, i5 а в сторону увеличения числа оборотовдвижениы можно передать через валы:

X) И-У1;

2) il-У1-i-У;

3) Н-Л.-1W-1У-УИ>;

4) i i-У1-1-У-1У-УЩ-Ш-УП.

Таким образом, можно реализовать 8 различных чисел оборотов. Такое же число ступеней можно получить, включая по* следовательно в зацепление остальные шестерни.

Следовательно, число ступеней скорости вращения выходного вала :определяется по структурной формуле

X=26) Cg

ЗО где (, — число шестерен, сцеплыемых с 1 веду цим колесом, — число шестерен, сцеплыемых с

1 3- 2 ведомым колесом, B зависимости от количества шестерен могут создаваться приводы с числом сту пеней = (I= .2= ) = ® 1=С2=С3 = 4 =Я

4ц = ) + 5Q(Q =с =Q), .= (g (Q «Q Q) и т,д.

Градации чисел оборотов от у1 до мин

+ осуществляется по обшепринятому макс в станкостроении геометрическому ряду.

Длы того, чтобы произвести перек почение какого-либо зубчатого колеса, необходимо повернуть поводок ЗО с диском 33 посредством реечной передачи так, чтобы

50 поводок вошел в кольцевую канавку перев ключаемого колеса и зафиксировать это положение, Затем, нажимая на толкатель

28, ввести рейку 26 в зацепление с зубчатым венцом винта 22 и ири дальней55 шем поступательном перемещении рейки обеспечить продольное перемещение поводка 30 вместе с переключаемым колесом.

445778

Конечное положение рейки 26 также фиксируется. После этого зубчатые колеса занимают положение, при котором обеспечивается требуемое передаточное отношение в соответствии с кинематической схемой. б

Предмет изобретения

Многоступенчатый зубчатый привод, со- l0 держаший корпус, центральные ведушее и ведомое колеса, центральный вал, шестерни, установленные вокруг ведущего и ведомого колес на шлицевых валах подвижно в осевом направлении, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью увеличения числа ступеней скорости привода и уменьшения габа ритных размеров, он снабжен замкнутой по ,окружности группой зубчатых передач,:юес.печивающих кинематическую связь между шестернями, поворотными поводками, полыми винтами, установленными свободно относительно центрального вала и имеюшими резьбовое соединение с поводками, . резьбовыми втулками с зубчатыми венцами, расположенными на этих винтах и обеспечивающими свсбодное перемешение переключаюших поводков, переключаюшими зубчатыми рейками, передвигаюшимися по ка» сательной к.венцам резьбовых втулок, толкателями, взаимодействующими с зубчатыми рейками, а шестерни снабжены ступицами с кольцевыми проточками, в которых размещаются поворотные поводки.

445778 (ос1авитель,> 11ок вр,и(ец

Техред 11.1qàðîндсишов((1(оррек о< Jl.) iè,ниi

Редактор Е.Сотник

Заказ /.5 Ф " ) 11!зд. № ЯЮ

Тираж 875 !

1оаиисное

Ц11ИИ1111 Государственного когиизета Совега Министров (. (.(.1 ио делам изобретений и открытий

Москва, 113035, Раушская наб., 4

Г1редириятие «11атент», Москва, Г 59, Бережковская наб, 24