Кривошипно-планетарный фрикционный вариатор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(11) 445781 (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 02.08.71 (21) 1687083/2 5-28 (51) М. Кл. T16b15/02 с присоединением заявки ¹â€”

Гасудврственный квинтет

Свввтв Мнннстрсв СССР пс ленни нзвбретеннй н вткрытнй (32) Приоритет

Опубликовано 05.10.74. Бюллетень № 37

Дата опубликования описания 22.04.75 (53) УДК 621.839 (088,8) (72) Авторы изобретения

Ю. В. Мухин и В. В. Журихин (71) Заявитель (54) КРИВОШИПНО-ПЛАНЕТАРНЫЙ ФРИКЦИОННЫЙ ВАРИАТОР

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам, предназначенным для изменения скорости вращения механических звеньев.

Известны кривошипно-планетарные фрикционные вариаторы, содержащие корпус и установленную в нем фрикционную пару, состоящую из звеньев центрального колеса и шатуна.

Целью изобретения является регулирование передаточного отношения без изменения взаимного расположения звеньевфрикционной пары. Это достигается тем, что вариатор снабжен термоустройством, воздействующим на материал, по крайней мере, д одного из звеньев фрикционной пары, На чертеже изображен предлагаемый в ариатор, разре з.

Вариатор содержит корпус 1, в котором установлена фрикционная пара, состоящая 20 из центрального колеса 2 и параллельных кривошипов 3. На параллельных кривошипах расположено шатунное звено 4, имеющее отверстие с внутренней цилиндрической поверхностью 5, сцепляющееся с ответной I 25 цилиндрической поверхностью 6 центрального колеса, Между параллельными кривошипами и шатунным звеном помещены упругие элементы 7, обеспечивающие плотное прилегание цилиндрических поверхностей 5 и 6.

Величина радиуса параллельных кривошипов выполнена большей, чем возможная величина разности радиусов отверстия шатунного звена и поверхности центрального колеса, благодаря чему осуществляется ,непрерывный и плотный контакт поверхностей 5 и 6.

Внутри центрального колеса 2 установлено термоустройство 8.

Питание к термоустройству подводится извне от какого-либо источника энергии, преобразуемой в,нагревательном элементе в тепло, или излучаемое от источника тепло действует на материал центрального колеса извне. В последнем случае источ, ник тепла расположен вне центрального колеса или на его боковой поверхности.

Вместо нагревательного термоустройства в рабочие звенья вариатора могут быть помещены охлаждающие элементы, действие которых приводит к уменьшению

Ъ размера (диаметра) центрального колеса и шатунного звена, При действии охлаждающего элемента произойдет уменьшение передаточного отношения вариатора.

Может быть использована комбинация нагревательных и охлаждаюших элементов„ расположенных соответственно на цечтраль ном колесе и на шатуне, Для уменьшения теплоотвода в окружающее пространство и к соседним элементам конструкции, кроме введения для этих целей охлаждающих элементов, на наружные поверхности шатунного звена и центрального колеса наносятся теплоизоляционные покрытия.

Вариатор работает следующим образом,Нагревательный элемент установлен в центральном колесе (на чертеже). Llpn распространении тепла от него в окружаюшую среду повышается температура материала центрального колеса. Это приводит к увеличению его диаметра н дополнитегп ному поджатию упругих элементов, Например, если начальный диаметр центрального колеса был равен 100 мм, то при последующем повышении ere температуры íà 100 С, и при коэффициенте линейного расширения материала 20 ° 10 его новый диаметр станет равным примерно 100„2 мм.

Как известно, изменение величины диаметра контактной поверхности в кривошипно-планетарном вариаторе приводит к изменению его передаточного отношения. Если диаметр ответной поверхности шатунного звена был и остался равным 100,3 мм, то вычисляя передаточное отношение по формуле t

11 „ (где Q

Dg-Ds диаметр центрального колеса; D — диаи метр огверстия шатунного звена) получим, что первоначальное передаточное отношение (при нормальной температуре) было равно . 333, а затем стало равным 1002.

Вращение параллельных кривошипов 3 приводит к движению шатунного звена по

1Ь окружности за счет обкатки его внутрвцней поверхности по поверхности централь" ного колеса.

Вследствие обкатки центральное колесо получает врашение в сторону, противоположную вращению кривошипов.

Предмет изобретения

Кривошипно-планетарный фрикционный вариатор, содержащий корпус и установленную в нем фрикционную пару, о - л и ч аю шийся тем, что, с целью регулирования передаточного отношения без измеЗО нения взаимного расположения звеньев фрикционной пары, вариатор снабжен термоустройством, воздействующим на материал, по крайней мере, одного из звеньев фрикционной пары.

445781

Составитель Э.Г1оглераней

ТехРед jj Каэачкова КоРРекгоР )1.Котова

Редактор 1- ССотниг

Заказ 4ЯЦ

Изд. М 869 Тираж 875 Подписное

Ц11ИИ1П1 Гасударственного комитета Совет а Министров СССР по делам изобретений и огкрытий

Москва, 113035, Раушская наб., 4

Предприятие «Патент», Москва, 1 -59, Бережковская наб., 24