Прямоточная задвижка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
,I
О Il И С А Н И Е (1ц 44579 з
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советсник
Социалистииеских
Республин
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (бт) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 23.07.71 (21) 1679887/25-8 с присоединением заявки ¹(32) Приоритет
Опубликовано 05.10. 74,Бюллетень № 37
Дата опубликования описания О4.О5.75 (5l) М. Кл., F 16k 3jl0
Государственный комитат
Совета Министрав СССР па делам иэебретеиий и аткрытий (53) УДК 621.646 (088,8) (72) Авторы изобретения—
Х. Т. Кахраманов, В. И. Разживин и М. К. Курбанов (7 l) Заявитель (54) ПРЯМОТОЧНАЯ ЗАДВИЖКА
Изобретение предназначено преимущес венно для фонтанирующих нефтяных и газовых скважин.
Известны прямоточные задвижки с за g порным органом в виде ведущей и ведомой плашек, закрепленных на шпинделе.
С целью обеспечения управления задвижкой, шибер выполнен в виде верхнего и нижнего клиньев с осуществлением контакта между ведомыми плашками по клиновым поверхностям, расположенных в верхней и нижней частях ведомых плашек, через промежуточные ролики.
Для достижения осевого перемещения нижний клин соединен со шпинделем задвижки при помощи боковых планок с пазами, На чертеже изображена предлагаемая задвижка.
Затвор задвижки состоит из ведущей 1, двух ведомых 2 плашек и неподвижных седел 3, установленных в корпусе 4.
Ведущая плашка 1 включает в себя верхний 5 и нижний 6 клинья, связанные между собой планками 7. I
Если верхний конец планки 7 соединен со шпинделем 8 при помощи пальца 9, на который по скользящей посадке устанавливается планка 7, то палец 9 нижнего клина 6 соединен с планкой с некоторым зазором, позволяющим его вертикальные перемещения относительно планок 7.
Ведущая 1 и ведомые 3 плашки соединены между собой при помощи дугообра;зных пружин 10, под действием которых плашки 1 и 2 при отсутствии упора ведушей плашки 1 в корпус 4 или крышку
11 находятся в сомкнутом положении.
Для уменьшения сил трения при относительном перемещении ведущей и ведомых плашек между их клиновыми поверхностями расположены ролики 1 2.
Герметичное соединение корпуса 4 с крышкой 11 обеспечивается за счет металлического уплотнения 1 3, B верхнем клине 5 имеется цилиндрическая расточка, в которую уст»и»влив»ется шпиндель 8 с пружиной 14, находящейся в сжатом состоянии. Иредв»ритып,ное сжатие пружины осуществляется план-
445793,кой 15, закрепленной к верхнему клину 5, Для исключения попадания рабочей среды в корпус задвижки в закрытом положении затвора между двумя ведомыми плаш ками 2 смннтирована втулка 6, установленная в цилиндрические расточки этихпла шек.
При отсутствии упора ведущей плашки 1 в корпус 4 или крышку 11 затвор задвижки, состоящей иэ ведущей 1 и ведомойпла- 10 шек 2, под действием пружины 14 находится в приподнятом положении относительно шпинделя 4, а под действием пружин 10 всомкнутом положении,,т.е. с гарантированным зазором между уплотняемыми по- 5 верхностями ведомых плашек 2 и седлом 3, Такое взаимное расположение деталей затвора сохраняется на всем перемещении шпинделя 8 вниз (a процессе закрытия задвижки) до тех пор, пока нижний клин 6 ве- 20 душей плашки 2 своим нижним торцом не упрется в корпус 4 задвижки.
Затем ведомые плашки 2 перемещаются относительно верхнего 5: и нижнего 6 клиньев ведущей плашки 1 до соприкосновения 25 уплотняемых поверхностей ведомых плашек
2 и седел 3, Относительное перемещвние верхнего 5 и нижнего 6 клиньев осуществляется благодаря цилиндрическому пазу в месте сое- 30 динения планки 7, связывающей клинья между собой, с нижним клином 6, Одновременно с этим происходит упругая деформация дугообразных пружин 1 О.
Дальпейшее перемещение верхнего кли 35 на 5 вниз под действием шпинделя 8 приводит к возрастанию удельных нагрузок на уплотняемых поверхностях и герметизации затвора.
Для уменьшения сил трения между ве- 40 душей 1 и ведомыми 2 плашками имеются ролики 12, осевое перемещение которых ограничено планками 7.
Б процессе открытия задвижки, начиная с момента движения шпинделя 8 вверх, 45 происходит разгружение мест контакта роликов 12 с верхним 5 и нижним 6 клиньями, а также с ведомыми плашками 2.
Под действием пружин 10 ведомые плашки 2 сближаются между собой, 50
Одновременно с этим происходит некоторое сжатие пружины 14 планкой 15, При достижении равенства усилия сжатия пружины 14 и веса подвижных деталей затвора начнется их перемещение вверх вместе со шпинделем 8.
Как и при движении вниз между уплотняемыми поверхностями ведомых плашек 2 и седел 3 сохраняется гарантированный зазор, что позволяет значительно облегчить управление задвижкой при ее открытии....
Совместное перемещение деталей затвора вверх осуществляется до упора планки
15, закрепленной к верхнему клину 5 в крышку 11 задвижки, С этого момента дальнейшее перемещение шпинделя 8 вверх приводит к дополнительному сжатию пружин 10 и сближению уплотняемых поверхностей ведомых плашек 2 и седел 3 за счет расклинивания ведомых плашек в результате продолжающегося перемещения вверх нижнего клина 6, связанного со шпинделем 8 при помощи планок 7, Расклинивание ведомых плашек 2 при этом продолжается до контакта уплотняемых поверхностей затвора.
Благодаря этому исключается попадание рабочей среды в корпус 4 задвижки и вымывание из него защитной смазки, предупреждающей корродирование внутренних поверхностей корпуса и деталей затвора, Предмет изобретения
1. Прямоточная задвижка с запорным органом в виде ведущей и ведомой плашек
1 закрепленных на шпинделе, о т л и ч а ющ а я с я тем, что> с целью облегчения управления задвижкой, шибер выполнен в виде верхнего и нижнего клиньев с осуществлением контакта между ведомыми плашками по клиновым поверхностям, расположенных в верхней и нижней частях ведомых плашек, через промежуточные ролики, 2, Задвижка по и. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью достижения осевого перемещения, нижний клин соединен со шпинделем задвижки при помошибоковых планок с пазами,