Электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ ii) 445966

Сяаз Советских

Социалисти ческих

Ресоублнк

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свндете;тьства (22) Заявлено 09.11.72 (21) 1844948, 24-7 с присоединением заявки ¹ (51) М. Кл. Н 02k 1jl6

Н 02k 3/04 (32) Приоритет

Государственный номитет

Совета Минис рое СССР

ll0 делам изобретений и открытий

Опубликовано 05.10,74. Бюллетень ¹ 37

Дата опубликования описания 02.06,75 (53) УДК 621.3.045.18 (088.8) (72) Автор изобретения (71) Заявитель

В. М. Лукашевич

Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро электрических машин Тираспольского завода электромашин

«Электромаш» (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение касается электрических машин, преимущественно асинхронных электродвигателей малой и средней мощности.

Известны асинхронные двигатели с лигой якорной обмоткой, лобовые соединения которой размещены в дуговых пазах, выполненных в сердечнике и расположенных по нескольким концентрическим окружностям. Лобовые части каждой фазы во избежание пересечения располагают в различных параллельных плоскостях.

Основные недостатки этих обмоток заключаются в сложности сердечника, особенно в зоне лобовых соединений, в увеличенной осевой длине лобовых частей.

Цель изобретения — упростить конструкцию и уменьшить габариты электрической машины.

Для достижения указанной цели на сердечнике машины установлена разделительная деталь, »а торце которой размещены дуговые участки лобовых частей обмоток, выполненные в одной плоскости.

При этом соединения дуговых участков лобовых частей с соответствующими стержнями выполнены в отверстиях разделительной детали, имеющих разный наклон к оси сердечника и соединяющих по кратчайшему пути стержень с дуговым участком, расположенным на той или иной окружности.

Соединения дуговых участков лобовых частей с соответствующими стержнями также могут быть выполнены в отверстиях без наклона при разновысоких пазах крайних листов

Б сердечника. В этом случае за счет усложнения сердечника достигается увеличение эффективности активных частей, поскольку может быть уменьшена толщина разделительной детали.

Кроме того, предлагается для симметрирова10 ния фаз в обмотках, содержащих лобовые соединения с обеих сторон сердечника, например в многополюсных, выполнить дуговые участки лобовых соединений одной фазы на большем диаметре с одной стороны сердечни15 ка и на меньшем с другой.

На фиг. 1 изображена лобовая часть и разрезы сердечника статора по пазам разных фаз; на фиг. 5 — 7 — разделительная деталь; на фиг. 8 — лобовая часть в разрезе, вариант с разделением лобовых соединений промежутками, образованными литейной формой; на фиг. 9 — лобовая часть в разрезе, вариант с концевой шайбой и частью листов статора с неодинаковыми по высоте пазами; на фиг.

10 — разделительная деталь при варианте, показанном на фиг. 9.

Электрическая машина содержит (фиг. 2) сердечник статора 1, с торца которого расположена разделительная деталь 2, и литую

30 обмотку, состоящую из стержней 3, дуговых

445966 участков лобовых частей 4 и их соединений 5 со стержнями 3.

Основной принцип построения разделительной детали 2 (фиг. 5 — 7) заключается в выполнении отверстий (пазов) б, имеющих разный наклон к оси сердечника и образу1ощих канал от паза сердечника до одной из концентрических окружностей, па которых расположены дуговые участки лобовых частей (фиг. 1 — 4). При этом достигается отделение указанных каналов один от другого и от несоответствующих пм дуговых участков лобовых частей. Разделительная деталь должна при этом иметь достаточную олщипу (330 мм).

Из применения такой конфигурации разделительной детали непосредственно вытекает простое разделение между собой дуговых участков лобовых частей. Опо может быль осуществлено кольцевыми выступами 7 разделительной детали и радиальными ее выступами

8, делящими кольца на отдельные участки (фиг. б и 7) .

Дуговые участки лобовых частей разных фаз выполнены в одной плоскости, перпендикулярной оси вала, и занимают зону от расточки до наружного диаметра сердечника, что значительно уменьшает осевую длину залитого сердечника.

Разделительная деталь 2 изготовляется из пемагнитного материала с повышенным удельным сопротивлением. Дуговые участки лобовых частей могут быть сформированы выступами литформы, при снятии которой образуются воздушные промежутки 9, аналоги п|ые по конфигурации выступам 7 и 8, как показано на фиг. 3, б, 7. Это упрощает разделительную деталь.

25 зо

Ьлагодаря некоторому усложненшо сердечника можно сформировать соединения стержней с соответствующими дуговыми участками за счет разновысокпх пазов храйHèх,листов и отверстий 10 (фиг. 10) разделительной детали без наклона, что соответствует фиг. 9. В этом

oлучае уменшпается толшипа разделительной детали и, следовательно, повышается эффективность двигателя.

Предмет iiçoáðåòå!!»»

1. Электрпческа» машина, например асинхронный двигатель с литой якорной обмоткой, каждый проводник которой размегцен в отдельном пазу серде шика, а дуговые участки лобовых частей расположены по нескольким, по числу фаз, концентрическим окружностям, о тл и ч а ю щ а я с. » тем, что, с целью прошения конструкции и уменьшения габаритов машины, па сердечнике укреплена разделительная деталь, на торце кспорой размещены дуговые участки лобовых частей обмоток, выполненные в одной плоскости, а соединения дуговых участков лобовых частей с соответствующими стержнями выполнены в отверстиях разделительной детали.

2. Электрпческа» машина по и. 1, о т л ич а ю щ а я с» тем, пс пазы крайних листов сердечника, содержашпе проводники одной фазы, имеют высоту, соответствующую расположению дуговых участков лобовых частей данной фазы.

3. Электрическая машина Ilo и. 1, о т l u 1 а ю щ а я с» тем, что, с целью симметрирования фаз, дуговые участки лобовых частей каждой фазы расположены с одной стороны сердечника па большем диаметре и II3 меньшем — с другой.! (..

, 6,",—;

- - , р

"--=

?

;" иг >

/ 4 ,)

Ч - 1

Ср в $ -.ду, .

/1 г- -=, 1 (/

44596б Ри2 Д

Корректор О. Тюрина

Редактор В. Фельдман

Заказ 1223/5 Изд. Л з 543 Тираж 722 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/б

Типография, пр. Сапунова, 2

1 (!

Составитель Н. Никаноров

Техред В. Рыбакова

1 ,1