Устройство для дистанционного управления рудничным электровозом

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

;«» О

ВСЕССНОЗНАЯ

11 $ТЕРт -; г

О П И С- А — Н "И"Й

ИЗОБРЕТЕНИЯ пц 447308

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 06.06.73 (21) 1927292/24-7 (51) М. Кл. В 60/ 15 12

В 601 15/18 с присоединением заявки №

ГосУаарстеенный комитет (32) Приоритет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 25.10.74. Бюллетень № 39

Дата опубликования описания 04.05.75 (53) УДК 621.337.2 (088.8) (72) Авторы изобретения М. Л. Сапунков, А. Д. Динкель, Р. Ю. Кузовников и Ф. К. Стецяк (71) Заявитель

Пермский политехнический институт (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ

РУДНИЧНЫМ ЭЛЕКТРОВОЗОМ

Известны устройства для дистанционного управления электровозами и другими транспортными средствами, содержащие пневматический или электрический привод контроллера машиниста и вспомогательный пульт управления. Вращающий момент на вал контроллера от приводного устройства передается посредством передач с храповыми, мальтийскими или специальными зубчатыми механизмами.

Однако эти устройства обеспечивают переключения лишь таких контроллеров, у которых углы поворота вала по позициям строго ограничены, равны или кратны наименьшему из них.

При применении таких устройств обеспечивается только дистанционное переключение контроллера, поскольку применяемые передачи связывают вал контроллера, причем для ручного управления необходимы дополнительные устройства, расцепляющие и освобождающие этот вал.

Целью изобретения является обеспечение возможности дистанционного и ручного переключения позиций контроллера с произвольной величиной угла поворота вала между позициями.

Это достигается использованием для соединения вала контроллера с редуктором и приводным двигателем электрически управляемого расцепителя в виде электромагнитной муфты, фрикционной магнитной муфты или зубчатой муфты с электромагнитным приводом. Расцепитель включается посредством

5 блока управления и остается включенным пока вал контроллера поворачивается на требуемый угол. Расцепитель отключается автоматически, для чего применены магнитоуправляемые датчики позиций, взаимодействую10 щие с валом контроллера.

Это позволяет обеспечить переключение контроллера на любую заданную позицию при произвольной величине угла между позициями. При отключенном расцепителе вал

15 контроллера не связан с редуктором, что обеспечивает и беспрепятственное ручное упр авл ение.

На фиг. 1 приведена кинематическая блоксхема предложенного устройства; на фиг. 2—

20 блокировочные контакты переключателя; на фиг. 3 — принципиальная электрическая схема включения расцепителя и двигателя.

Устройство содержит привод контроллер а в виде приводного двигателя 1, понижающего

25 редуктора 2, зубчатых колес 3 и 4. Колесо 4 жестко закреплено на валу контроллера 5 и постоянно сцеплено с колесом 3, установленным в подшипниках на корпусе контроллера.

Валы колеса 3 и редуктора 2 связаны через

30 электрически управляемый расцепитель 6, 3

447308

Позиции переключаются дистанционно с пульта 7 управления, а вручную — рукояткой контроллера.

Узел контроля позиций выполнен в виде кольцевого основания 8, жестко связанного с корпусом и расположенного вокруг вала контроллера. На этом основании по окружности с различными интервалами, соответствующими позициям контроллера, крепятся датчики

9 позиций в виде, например, магнитоуправляемых герконовых реле (герконов) с н. з. контактами. Каждый из датчиков прикреплен к основанию таким образом, что обеспечиваются перемещение и точная установка датчиков при регулировке устройства. С датчиками позиций взаимодействует магнит 10, установленный на планке 11. Эта планка жестко закреплена на валу контроллера, поэтому при повороте вала магнит поочередно взаимодействует со всеми датчиками позиций.

Задатчиком позиций в схеме управления (см, фиг. 2) является самофиксирующийся переключатель 12 пульта управления 7 с одним н. з. контактом, замыкающимся только на заданной позиции. Количество контактов переключателя равно количеству позиций контроллера. Контроль позиций производится посредством контактов 13 датчиков позиций 9.

Слаботочное реле 14 со своими контактами

15 и 16 (см. фиг. 3) служит для управления расцепителем 6 и приводным двигателем 1.

На фиг. 3 приведена схема включения расцепителя и двигателя для двух случаев. В первом случае расцепитель не реверсивный, его обмотка 6 включается непосредственно через контакт 15. В этом случае двигатель 1 питается через блок 17 реверса, Переключатель этого блока взаимодействует с рукояткой переключателя позиций на пульте 7, поэтому полярность напряжения на выходе этого блока зависит от направления перемещения рукоятки.

Для второго случая схема показана пунктиром. Такое включение двигателя и расцепителя применимы, если расцепитель б реверсивный (например реверсивная электромагнитная муфта). Это целесообразно для повышения быстродействия устройства, так как в этом случае двигатель 1 при переключении позиций можно не отключать.

Работу устройства поясним на примере переключения контроллера из нулевой позиции на позицию «ход» и обратно.

В исходном положении переключатель 12 замкнут на нулевой позиции, однако соответствующий контакт 13 разомкнут, поэтому реле 14 обесточено, расцепитель б и двигатель

1 отключены. Если переключатель 12 перевести на первую позицию «ход», то через

55 соответствующий замкнутый контакт 13 включается реле 14, которое контактами 15 и 16 включает расцепитель 6 и двигатель 1. Это обусловит поворот вала контроллера 5 и планки 11 с магнитом 10. Вал поворачиваегся, пока он не займет положение первой позиции, где под действием магнита разомкнется контакт 13 датчика первой позиции, выключится реле 14 и отключится расцепитель

6 и двигатель 1. После отключения расцепителя вал контроллера зафиксируется под действием пружины фиксатора. При отключенном расцепителе двигатель 1 может продолжать вращаться. Поэтому в описываемом устройстве отпадает необходимость в применении дополнительных устройств для торможения и быстрой остановки двигателя. Если далее переключатель 12 перевести на вторую позицию, а затем и на последующие, совершаются аналогичные операции и вал контроллера последовательно займет положения на второй и последующих позициях.

Сброс отдельных позиций происходит аналогично при обратном ходе рукоятки переключателя позиций за счет реверса двигателя или путем применения реверсивного расцепителя. Устройство обеспечивает также быстрый сброс позиций с отключением силовой цепи электровоза. Для этого переключатель 12 следует сразу перевести в нулевую позицию.

Тогда расцепитель 6 остается включенным, пока вал контроллера не займет нулевую позицию.

Работа устройстга при торможении электровоза аналогична.

Предмет изобретения

1. Устройство для дистанционного управления рудничным электровозом, содержащее электрический привод контроллера машиниста с пультом управления, зубчатую передачу, соединяю дую вал контроллера с редуктором и приводным двигателем, и датчики позиций, отличающееся тем, что, с целыми обеспечения возможности дистанционного и ручного переключения позиций контроллера с произвольной величиной угла поворота вала между позициями„опо снабжено электрически управляемым расцс;.. i c;I < .M, кинем атически соединенным с валом контроллера и электрически соединенным с указанным пультом управления через датчики позиций.

2. Устройство по и. 1, отл и ч а ю щеес я тем, что, с целью повышения надежности н точности переключения позиций и упрощения схемы управления, датчики позиций выполнены в виде магнитоуправляемых герконовых реле с и. з. контактами.

447308

Д

Г Риг 2!

Фиг 3

Составитель В. Кучумов

Редактор Е. Кравцова Техред Т. Курилко Корректоры: А. Николаева и В. Петрова

Заказ 962/15 Изд. № 474 Тираж 678 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-З5, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2! !

1 !! ! ! !! |! !

)