Предохранительная фрикционная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1
Q П И С А Н И Е ц 447533
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 08.01.73 (21) 1868297/25-27 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 25.10.74. Бюллетень № 39
Дата опубликования описания 04.05.75 (51) М. Кл. F 16d 7/02
F 16d 13/74
Государственный комитет
Совета Министров СССР о аелам изобретений н открытий (53) УДК 621.825.5 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. И. Никитин, Ю, М. Сериков и В. В. Пельтек (71) Заявитель
Всесоюзный научно-исследовательский институт лесоводства и механизм лесного хозяйства (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА
Изобретение касается общего машиностроения и может быть использовано в предохранительных устройствах, применяемых для защиты трансмиссии привода машин от поломок при нагрузках их рабочих органов.
Известна фрикционна я муфта, содержащая ведомые диски с радиальными канавками и ведущие фрикционные диски, установленные соответственно на ведомой полумуфтестакане и ведущем валу, имеющем осевые и радиальные каналы, сообщающиеся с заполненной смазкой полостью, связанной с насосом для подачи смазки. В известной муфте масло подается к фрикционным дискам постоянно и в одинаковом количестве независимо от степени буксования муфты. Это приводит к нагреву масла, затрате лишней энергии и износу насоса и механизма его привода. Кроме того, конструкция известной муфты сложна и громоздка.
Для обеспечения интенсивной циркуляции смазки только в период срабатывания муфты (буксования) и упрощения конструкции насос выполнен центробежным, его рабочее колесо закреплено на ведущем валу, а корпус смонтирован внутри ведомой полумуфты-стакана и выполнен со сквозными пазами, сообщающимися с полостью смазки, образованной стенкой корпуса насоса и дном ведомой полумуфты-стакана, причем, в корпусе насоса в ведомых дисках выполнены сквозные соосные отверстия, параллельные оси ведущего вала.
На фиг. 1 изображена описываемая муфта в разрезе, общий вид; на фиг. 2 — разрез по
А — А на фиг. 1, Муфта состоит из ведущего вала 1, на котором посажены ведущие диски 2 и рабочее колесо 3 центробежного насоса. На валу 1 с помощью подшипников закреплена ведомая ступица 4, в которой смонтированы корпус 5 центробежного насоса и ведомые диски 6. В корпусе 5 центробежного насоса имеются отверстия а, параллельные оси вращения для
15 прохода смазки. Ведомые диски 6 также выполнены с отверстиями б и имеют радиальные канавки 7. Причем ведомые диски 6 и корпус
5 центробежного насоса смонтированы в ступице 4, так что отверстия а расположены относительно отверстий б соосно. Ведущий вал
1 выполнен с осевым каналом и с радиальными каналами 8. Регулировка муфты на передачу необходимого крутящего момента осуществляется винтами 9 через пружины 10. На ведомой ступице 4 посажена ведомая звездочка
11, кинематически связанная с рабочими органами машины. Для обеспечения муфты необходимым количеством смазки в ее конструкции имеется полость Б. Она и внутренний объем муфты заполняются смазкой. В корпу447533 юг 1
Составитель О. Логвинова
Техред Е. Борисова
Редактор Т. Шагова
Корректор Л. Денисова
Заказ 1035/9 Изд. ¹ 479 Тираж 875 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 415
Типография, пр. Сапунова, 2 се 5 центробежного насоса выполнены сквозные пазы b.
Ведущий вал 1 за счет трения между ведущими дисками 2 и ведомыми дисками 6 передает вращение ведомой ступице 4. Рабочее колесо 3 центробежного насоса и его корпус 5 вращаются в одном направлении с одинаковой скоростью. Поскольку рабочее колесо 3 центробежного насоса не совершает движения относительно своего корпуса 5, то работа по нагнетанию смазки не производится, При перегрузках рабочего органа ведомая часть муфты останавливается, а ведущая часть муфты продолжает вращаться. При этом корпус 5 центробежного насоса, вмонтированный в ведомую ступицу 4, останавливается, а его рабочее колесо 3 продолжает вращаться вместе с ведущим валом 1. Лопатки рабочего колеса 3 захватывают смазку и подают ее под давлением в корпус 5 насоса. Смазка через отверстия а в корпусе 5 и отверстия б в ведомых дисках б попадает в радиальные канавки. Поскольку ведомые диски 6 заторможены, а ведущие диски 2 вращаются, то смазка, проходя по канавкам 7 в ведомых дисках б, смазывает ведущие диски 2, снижая работу трения, и отбирает тепло от трущихся пар. Пройдя канавки 9, смазка через радиальные каналы 8 в ведущем валу 1 попадает в его осевой канал, а затем через радиальный канал— в полость Б, где смешивается с резервной смазкой, отдавая тепло. Принудительная циркуляция смазки продолжается в течение всего времени буксования муфты. После преодоления препятствия буксование муфты прекращается, Одновременно автоматически прекращается принудительная циркуляция смазки, так как рабочее колесо 3 и корпус 5 центробежного насоса вращаются с одинаковой угловой скоростью.
Предмет изобретения
Предохранительная фрикционная муфта, содержащая ведомые диски с радиальными пазами и ведущие фрикционные диски, уста15 новленные соответственно на ведомой полумуфте-стакане и на ведущем валу, имеющем осевой и радиальные каналы, сообщающиеся с заполненной смазкой полостью, связанной с насосом для подачи смазки, о т л и ч а ю щ а я20 с я тем, что, с целью упрощения конструкции и обеспечения интенсивной циркуляции смазки в период срабатывания муфты, насос выполнен центробежным, его рабочее колесо закреплено на ведущем валу, а корпус
25 смонтирован внутри ведомой полумуфты и выполнен со сквозными пазами, сообщающимися с полостью смазки, образованной стенкой корпуса насоса и дном ведомой полумуфты-стакана, причем в корпусе насоса и в вез0 домых дисках выполнены сквозные соосные отверстия, параллельные оси ведущего вала.