Корректируемые первичные часы
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (") 447669 (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 26.03.73 (21) 1897461/18-10 с присоединением заявки № (51) М. Кл
Ст 04с 11/02 (23) Приоритет—
Государственный квинтет
Совета Ннннстроа СССР пв делан нзаоротоннй н открытой (43) Опубликовано 25. 10-74 Бюллетень № 39 (45) Дата опубликования описаиий6.01.76 (53) УДК 681.116.1..059.8:621.315 (088.8) Г. С. Булыгин, И. П. Захаров, Б. Л. Рудяков, В. Д. Шишков и В. А. Шполянский (72) Авторы изобретения (71) Заявитель
Научно-исследовательский институт часовой промышленности (54) КОРРЕКТИРУЕМЫЕ ПЕРВИЧНЫЕ ЧАСЫ
Изобретение относится к корректируемым первичным часам, применяемым в электрочасовых системах с корректировкой показаний по сигналам опорной частоты (точного времени). б
Известны корректируемые первичные часы, содержащие датчик сигналов времени, двигатель, редуктор, датчик положения вала двигатели с контактом, укрепленный на одной из осей редуктора, датчик сигналов 1п корр экшн.
Для корректировки углового положения вала двигателя в таких часах предусмотрено жестко сидящее на одной из осей редук-. 35 тора сердечко", на которое воздействует .электромагнит при возбуждении обмотки последнего. При поступлении сигнала точного1 времени срабатывает реле, включающее питание на обмотку электромагнита, якорь 20 последнего перемешает рычаг, который ударяет по "сердечку", заставляя его, а тем самым и вал двигателя, занять определенное угловое положение, при котором ошибка хода равна нулю., йб
Редуктор и связанный с ним датчик положения вала двигателя испытывают при ,этом значительные ударные нагрузки, что является причиной их быстрого выхода из ! строя.
Цель изобретении - повышение надежности.
Для этого в предлагаемом устройстве .датчик сигналов времени имеет два выхода на разные частоты, к которым подключены первые два входа элементов И, соеди-. ,"йенные своими выходами с обмоткой двигателя через последовательную цепочку из элементов ИЛИ -И, вторые входы схемы И соединены с .соответствующими выходами первого триггера, к одному из входов которого подключен датчик сигналов коррек- ции через последовательную цепочку, состоящую из элементов И вЂ” НЕЧ, в которой элемент НЕТ соединен с элементом И первой цепочки через третью последовательную цепочку из элемента И и второго триггера, связанного по другому входу с выходом реверсивного счетчика, на вход обратного счета реверсивного счетчика включен вы447669,ход элемента И из третьей последователь ной цепочки, на . вход прямого счета - низкочастотный выход датчика сигналов вре мени, на,вход установки нуля. — контакт датчика положения, соединенный также со вторым входом первого триггера — вторым входом элемента HET и одним из входов третьего триггера, другой вход которого включен на счетный выход реверсивного счетчика, а выходы — соответственно на 10 входы элементов И во второй .и третьей це40 почках.
На чертеже изображена блок-схема предлагаемых первичных часов.
Часы содержат шаговый двигатель 1, I5 связанный через редуктор (на чертеже не показан) с кулачком 2 датчика положения, который имеет один нормально разомкнутый контакт 3, подключенный к источнику питания (на чертеже не показан). 20
Обмотка двигателя через последовательную цепочку: элемент И 4 — элемент ИЛИ
5 — элемент И 6 соединена с выходом а, сигналов нормальной частоты (например, 1 гц) датчика 7 сигналов времени и через
25 последовательную цепочку: элемент И 4элемент ИЛИ 5 — элемент И 8 с выходом д сигналов повышенной частоты (например, 20 гц) того же датчика.
Датчик 7 представляет собои кварцевый
30 генератор с делителем, от которого получить сигналы с разными частотами можно путем снятия их с разных ступеней делителя. Вторые входы элементов И 6 и 8
35 включены на выходы триггера 9. Входы этого триггера соединены: один с контактом 3, а доугой через элемент И 10 и элемент HET 11 с датчиком сигналов коррекции 12, в качестве которого применяют селектирующее устройство.
На второй вход элемента И 4 включен своим выходом триггер 13. Один вход этого триггера подключен к выходу реверсивного счетчика 14, а другой — через элемент И 1 5 к выходу элемента НЕТ 1 1.
Вход прямого счета счетчика 14 соединен с выходом а датчика 7, вход обратного счета- с выходом элемента И 15, а вход установки нуля — с контактом 3. К послед- 50 нему также подключены второй вход элемента IET 11 и один из входов триггера
16. Второй вход триггера "16 соединен с выходом реверсивного счетчика 14, а его выходы - с входами элементов И 10 55 и 15.
При отсутствии ошибки углового положения вала двигателя 1 в его обмотку поступают импульсы нормальной частоты (3 гц) через элементы 6, 5 и 4. Прохождение сигнала через элемент 6 зависит от состояния триггера 9, определяемого периодическим замыканием контакта
3 (например, один раз в минуту), а прохождение сигнала через элемент 4 — от состояния триггера 13, задаваемого сигналами с выхода нуля реверсивного счетчика
14 с частотой повторения цикла счета, например, 0,25 гц.
Сигнал коррекции при этом в устройство не поступает, так как на втором входе элемента HET 11 уже присутствует сигнал запрета на его прохождение от контакта 3.
Режим работы двигателя 1 остается без изменения.
При наличии отрицатепьной ошибки углового положения вала двигателя сигнал коррекции с датчика 1 2 проходит через элементы 11 и 10 на вход триггера 9. Последний меняет свое состояние, тем самым запрещая проход сигналов нормальной частоты (1 гц) и разрешая проход сигналов повышенной частоты (20 гц) на обмотку двигателя через последовательную цепочку элементов 8,5 и 4..
При этом вал двигателя начинает ускоренно вращаться до тех пор, пока в момент замыкания контакта 3 кулачком 2 не произойдет переключения триггера 9, которое вновь разрешит поступление в обмотку двигателя 1 импульсов нормальной частоты (l гц) через элементы 6, 5 и 4.
При наличии положительной ошибки углового положения вала двигателя 1 замыкание контакта 3 кулачком 2 предшествует приходу сигнала коррекции. При этом формируется сигнал, которым реверсивный счетчик 14 переводится в состояние начала отсчета ошибки.
На вход прямого счета сигнала 14 продолжают поступать импульсы нормальной частоты (1 гц) для записи в его память.
Одновременно сигналом при замыкании контакта 3 триггер 16. переключается в состояние, разрешающее проход через элемент 15 сигнала коррекции с выхода элемента 11 на триггер 13 и запрещающее проход этого сигнала через элемент 10 на триггер 9, т. е. на обмотку двигателя 1 через элементы 6, 5 и 4 по-прежнему по-. ступают импульсы нормальной частоты (1 гц)
Промежуток времени между замыканием контакта 3 и моментом начала поступления сигналов коррекции от датчика 12 на вход элемента 11 соответствует положительной угловой ошибке вала двигателя. Эта ошибка ! устраняется остановом двигателя на -)To время. Останов происходит в момент поступ ления сигнала коррекции, который, пройдя
44766С
1ерез элементы 1 1 и 1 5, переключает триггер 13 в состояние, запрещающее пос упление импульсов на обмотку двигателя 1. Одновременно реверсивный счетчик
14 сигналом коррекции с выхода элемента
И. 15 переходит в состояние обратного счета временной информации, записанной в его память с момента замыкания контакта
3, и по окончании полного считывания на выходе нуля счетчик 1-1 формирует сигнал, )0 которым триггер 13 переключается в состояние, при котором снимается запрет на прохождение через элемент 4 импульсов нормальной частоты (1 гц) на обмотку .двигателя 1, и последний вновь запускает- 35 ся.
Положительная ошибка углового положения вала . двигателя 1, которая может быть устранена предлагаемым устройством, определяется емкостью памяти реверсивного 20 счетчика 14 и выбранным периодом замыкания контакта 3 датчика положения.
Таким образом, предлагаемые корректируемые первичные часы позволяют произ,водить корректировку показаний времени, 25 .избежав при этом механических воздействий на редуктор и датчик положения, причем отрицательная ошибка устраняется путем ускоренного подгона вала двигателя, а положительная ошибка — путем останова
30 вала двигателя на интервал времени, эквивалентный ошибке.
Предмет изобретения орректируемые первичные часы, со- 35 держащие датчик сигналов времени, двига тель, редуктор, на одной из осе>1 которого укреплен снабженный контактом датчик положения вала двигателя, датчик сигналов коррекции, реверсивный счетчик, логи ческие элементы И, ИЛИ, HFT и тригге ры, о т л и ч а ю щ и е с я тем, что,,с целью повышения надежности, датчик сиг-налов времени имеет два выхода на разные частоты, к которым подключены первые два входа элементов И, соединенные сво ими выходами с обмоткой двигателя через последовательную цепочку из элементовИЛИ вЂ” И, вторые входы схем И соединены с соответствующими выходами первого тр1п— гера, к одному из входов которого подключен датчик сигналов коррекции через последовательную цепочку, состоящую из элементов И вЂ” НЕТ, в которой элемент НЕТ соединен с элементом И первой цепочки через третью последовательную цепочку из элемента И и второго триггера, связанного по другому входу с выходом реверсивного ,счетчика, на вход обратного счета реверсивного счетчика включен выход элемента И из третьей последовательной цепочки, на вход прямого счета — низкочастотный выход датчика сигналов времени, на вход установки нуля — контакт датчика положения, соединенный также с вторым входом первого триггера, вторым входом элемента НЕТ и одним из входов третьего триггера, другой вход которого включен на выход реверсивного счетчика, а выходы — соответственно на входы элементов И во второй и третьей цепочках.
447669
Н у /gal Тираж 1 Ц Подписное
Заказ, Щ
13НННПН Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
I Москва, 113035, Раушская наб., 4
Предприятие «Патент», Москва, l -59, Ьережковская наб., 24
Составитель b, Каншин
Редактор т Иванова Texpea T.Курилко "рр--р 3. 1 арасова