Электрическая машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
пц 448539
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (6!) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 26.01.73 (2! ) 1875112/24-7 (51) М. Кл. Н 02k 1/16
Н 02!< 3/04 с присоединением заявки ¹вЂ” (32) Приоритет
Опубликовано 30.10.74. Бюллетень № 40
Дата опубликования описания 06.05.75
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР (53) УДК 621.3.045.18 (088.8) (72) Автор изобретения (71) Заявитель
В. М. Лукашевич
Специальное проектно-конструкторское технологическое бюро электрических машин Тираспольского завода электромашин
«Электромаш» (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА
Изобретение относится к электрическим машинам с литой якорной обмоткой.
Известны электрические машины с литой якорной обмоткой, каждый стержень которой размещен в отдельном пазу сердечника. Пазы расположены по нескольким концентрическим окружностям, а лобовые соединения между стержнями обмотки находятся в тапгенциальных пазах, выполненных в сердечнике, Для таких машин характерны сложность сердечника, особепно в зоне лобовых соединений; большая осевая длина нерабочей части сердечника с лобовыми соединениями; значительное рассеяние пазовой и лобовой частей обмотки при окружении их магнитопроводящим материалом; пеидентичпость лобовых соединений отдельных фаз обмоток. Все это ухудшает энергетические характеристики электрической машины.
Цель изобретения — упрощение конструкции машины, уменьшение габаритов и улучшение энергетических характеристик.
Это достигается тем, что каждое лобовое соединение проводников якорной обмотки содер>кит два элемепта, по крайней мере один из которых имеет спиральную форму, расположенных в двух плоскостях, перпендикулярных к оси серде пипка, и соединяющий их элемент, располо>кенный па торце спинки якоря.
Элементы лобовых частей, расположенные в удаленной от сердечника плоскости, могут быть выполнены в каналах разделительной детали или сформированы на ее торце с помощью литейной формы. В зависимости от схемы форма лобовых частей с одной стороны
5 может быть отличной от формы лобовых частей с другой стороны сердечника.
На фиг. 1 показана лобовая часть обмотки и разрезы статора по пазам од ой фазы, соответствующим началу и концу лобового соединения; на фиг. 2 — вспомогательная разделительная деталь; на фиг. 3 — лобовая часть обмотки, вариант с различными по форме частями лобовых соединений с одной и другой сторон вспомогательной разделительной де15 тали и разрезы статора по пазам одной фазы; на фиг. 4 — вспомогательная разделительная деталь для лобовой части, показанной на фиг. 3; на фиг.5 — статор в разрезе с лобовыми соединениями различной формы с разных сто20 рон сердечника; на фиг. 6 — схема обмотки для статора, показанного на фиг. 5.
Статор предлагаемой электрической машины содер>кит сердечник 1, вспомогательную разделительную деталb ", стержни 3 обмотки
25 статора (пазовая часть обмотки), лобовые соединения, включающие в себя элементы 4 и 5, последний из которых имеет спиральную форму, и соединяющий их элемент 6.
Вспомогательная деталь 2 (фиг. 2) имеет
ЗО объемную конфигурацию и представляет собой шайбу 7 с пазами 8 и 9 на наружном и
448539
b-b внутреннем диаметрах. С боковых сторон шайбы 7 выполнены выступы 10 и 11 спиральной формы. С какой-либо стороны шайбы выступы могут быть прямыми радиально расположенными (фиг. 4), со стороны шайбы, пе обращенной к сердечнику, они могут отсутствовать. При литье эти выступы заменяются выступами литейной формы, при удалении которой образуются воздушные промежутки.
Лобовые соединения с одной стороны сердечника могут отлич.-зться по форме от лобовых соединений с другой стороны, в том числе от соединений нулевой точки обмотки 12, где со стороны выводов соединение нулевой точки выполнено в виде кольца.
Предмет изобретения
Электрическая машина с литой якорной обмоткой, например асинхронный двигатель, каждый проводник которой размещен в отдельном пазу сердечника, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, уменьшения габаритов машины и улучшения энергетических характеристик, каждое лобовое соединение проводников содержит два элемента, по крайней мере один из которых имеет спиральную форму, расположенных в двух плоскостях, перпендикулярных к оси сердечника, и соединяющий их элемент, рас15 положенный на торце спинки якоря.
448539
Ф гб
Составитель В. Никаноров
Корректоры: В. Дод и Е. Давыдкина
Техред Т. Курилко
Редактор Т. Рыбалова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1054/10 Изд. № 1212 Тираж 722 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5