Электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

пц 448539

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (6!) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 26.01.73 (2! ) 1875112/24-7 (51) М. Кл. Н 02k 1/16

Н 02!< 3/04 с присоединением заявки ¹вЂ” (32) Приоритет

Опубликовано 30.10.74. Бюллетень № 40

Дата опубликования описания 06.05.75

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР (53) УДК 621.3.045.18 (088.8) (72) Автор изобретения (71) Заявитель

В. М. Лукашевич

Специальное проектно-конструкторское технологическое бюро электрических машин Тираспольского завода электромашин

«Электромаш» (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к электрическим машинам с литой якорной обмоткой.

Известны электрические машины с литой якорной обмоткой, каждый стержень которой размещен в отдельном пазу сердечника. Пазы расположены по нескольким концентрическим окружностям, а лобовые соединения между стержнями обмотки находятся в тапгенциальных пазах, выполненных в сердечнике, Для таких машин характерны сложность сердечника, особепно в зоне лобовых соединений; большая осевая длина нерабочей части сердечника с лобовыми соединениями; значительное рассеяние пазовой и лобовой частей обмотки при окружении их магнитопроводящим материалом; пеидентичпость лобовых соединений отдельных фаз обмоток. Все это ухудшает энергетические характеристики электрической машины.

Цель изобретения — упрощение конструкции машины, уменьшение габаритов и улучшение энергетических характеристик.

Это достигается тем, что каждое лобовое соединение проводников якорной обмотки содер>кит два элемепта, по крайней мере один из которых имеет спиральную форму, расположенных в двух плоскостях, перпендикулярных к оси серде пипка, и соединяющий их элемент, располо>кенный па торце спинки якоря.

Элементы лобовых частей, расположенные в удаленной от сердечника плоскости, могут быть выполнены в каналах разделительной детали или сформированы на ее торце с помощью литейной формы. В зависимости от схемы форма лобовых частей с одной стороны

5 может быть отличной от формы лобовых частей с другой стороны сердечника.

На фиг. 1 показана лобовая часть обмотки и разрезы статора по пазам од ой фазы, соответствующим началу и концу лобового соединения; на фиг. 2 — вспомогательная разделительная деталь; на фиг. 3 — лобовая часть обмотки, вариант с различными по форме частями лобовых соединений с одной и другой сторон вспомогательной разделительной де15 тали и разрезы статора по пазам одной фазы; на фиг. 4 — вспомогательная разделительная деталь для лобовой части, показанной на фиг. 3; на фиг.5 — статор в разрезе с лобовыми соединениями различной формы с разных сто20 рон сердечника; на фиг. 6 — схема обмотки для статора, показанного на фиг. 5.

Статор предлагаемой электрической машины содер>кит сердечник 1, вспомогательную разделительную деталb ", стержни 3 обмотки

25 статора (пазовая часть обмотки), лобовые соединения, включающие в себя элементы 4 и 5, последний из которых имеет спиральную форму, и соединяющий их элемент 6.

Вспомогательная деталь 2 (фиг. 2) имеет

ЗО объемную конфигурацию и представляет собой шайбу 7 с пазами 8 и 9 на наружном и

448539

b-b внутреннем диаметрах. С боковых сторон шайбы 7 выполнены выступы 10 и 11 спиральной формы. С какой-либо стороны шайбы выступы могут быть прямыми радиально расположенными (фиг. 4), со стороны шайбы, пе обращенной к сердечнику, они могут отсутствовать. При литье эти выступы заменяются выступами литейной формы, при удалении которой образуются воздушные промежутки.

Лобовые соединения с одной стороны сердечника могут отлич.-зться по форме от лобовых соединений с другой стороны, в том числе от соединений нулевой точки обмотки 12, где со стороны выводов соединение нулевой точки выполнено в виде кольца.

Предмет изобретения

Электрическая машина с литой якорной обмоткой, например асинхронный двигатель, каждый проводник которой размещен в отдельном пазу сердечника, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, уменьшения габаритов машины и улучшения энергетических характеристик, каждое лобовое соединение проводников содержит два элемента, по крайней мере один из которых имеет спиральную форму, расположенных в двух плоскостях, перпендикулярных к оси сердечника, и соединяющий их элемент, рас15 положенный на торце спинки якоря.

448539

Ф гб

Составитель В. Никаноров

Корректоры: В. Дод и Е. Давыдкина

Техред Т. Курилко

Редактор Т. Рыбалова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1054/10 Изд. № 1212 Тираж 722 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5