Регулятор напряжения генераторов постоянною тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ ! к ьвтолскомх свидвтвльствх п 448563
Своз Советских
Социалистических
Реслт6лик (61) Зависимое от авт. свидетельства (51) М. Кл. Н 02р 9/26 (22) Заявлено 25.12.72 (21) 1861795/24-7
I с присоединением заявки №
Государственный комитет
Совета Министров СССР по лелем изобретений и открытий (32) Приоритет
Опубликовано 30.10.74. Бюллетень № 40
Дата опубликования описания 22.07.75 (53) УДК 621.313.12.024 (07) (088.8) (72) А;.,", Qp.,I
-" - р е- т-с ни я!
1. А. Тимофеев, В. М. Сергее - и М. Д. Борисюк (71) Заявитель
Челябинский завод электромашин (54) РЕГУЛЯТОР НАПРЯ)КЕНИЯ ГЕНЕРАТОРОВ
ПОСТОЯННОГО ТОКА
Изобретение относится к электротехнике, в частности к регулированию и стабилизации напряжения в системе генератор — аккумуляторная батарея.
Известны регуляторы напряжения генераторов постоянного тока, содержащие реле самовозбуждения, силовой и коммутирующий транзисторы и форсирующую цепочку, соединяющую эмиттер коммутирующего транзистора с базой силового.
Однако известные устройства не исключают самовозбуждения с генерированием напряжения обратной полярности.
С целью исключения аварийных режимов при нарушении целостности обмотки реле самовозбуждения и перемагничивании машины, повышения качества регулирования и надежности, в устройстве обмотка упомянутого реле включена непосредственно между эмиттером коммутирующего транзистора и общей шиной, а нормально замкнутые контакты включены между эмиттером коммутирующего и базой силового транзисторов.
На чертеже приведена принципиальная схема рассматриваемого узла регулятора.
Узсл регулятора содержит силовой транзистор 1, в коллекторную цепь которого включена обмотка 2 возбуждения, шунтированная диодом 3. Обмотка 4 реле самовозбуждения подключена к базе силового транзистора через цепочку, состоящую из параллельно соединенных конденсатора 5, стабилитрона 6 и нормально замкнутых контактов 7 реле, и не,посредственно к эмиттеру коммутирующего транзистора 8, коллектор которого соединен с эмиттером силового транзистора, а на базу поступает управляющий сигнал.
Самовозбуждение генератора происходит через силовой транзистор, начальный базовый ток которого определяется сопротивлением обмотки реле самовозбуждения и начальным напряжением на клеммах генератора. Величина тока в обмотке возбуждения определяется в основном величиной ее сопротивления, Этот ток, протекая по обмотке возбуждения, увеличивает общий магнитный поток и, следовательно, напряжение на клеммах генератора.
В процессе нарастания напряжения на клеммах генератора ток через обмотку 4 пре20 вышает величину тока срабатывания реле, при этом контакты 7 размыкаются. Однако силовой транзистор остается насыщенным, поскольку в базе сохраняется достаточный для обеспечения указанного режима ток, обуслов25 ленный зарядом конденсатора до напряжения, ограничиваемого напряжением стабилизации стабилитронов. Как только напряжение на клеммах генератора достигнет требуемой величины, вступает в действие регулятор.
30 В случае обрыва обмотки реле самовозбуж448563
Предмет изобретения
Составитель С. Ситко
Корректор Т. Гревцова
Техред H. Ханеева
Редактор Л. Ксенофонтова
Заказ 1707/14 Изд. № 1393 Тираж 722 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 дейия аварийный режим исключается ввиду отсутствия тока в базе силового транзистора, который при этом закрывается, и генератор р азвозбуждается.
В случае,перемагничивания машины возбуждение генератора исключается ввиду того, что транзистор 1, попадая в инверсный режим, не может обеспечить ток, достаточный для возбуждения машины.
Перенос контактов реле самовозбуждения в относительно слаботочную цепь по сравнению с силовой цепью обмотки возбуждения резко снижает разрывную мощность контактов, следовательно, повышает их эрозионную устойчивость, срок службы, а также позволяет применять реле с маломощными контактами, что ведет к снижению веса и габаритов всего устройства.
Регулятор напряжения генераторов постоянного тока, содержащий реле самовозбужде5 ия, силовой и коммутирующий транзисторы и форсирующую цепочку, соединяющую базу силового транзистора с эмиттером коммутирующего, отличающийся тем, что, с целью исключения аварийных режимов при нарушении целостности обмотки реле самовозбуждения и перемагничивания машины, повышения качества регулирования и надежности, в нем обмотка упомянутого реле включена непосредственно между эмиттером коммутирующего транзистора и общей шиной, а нормально замкнутые контакты включены между эмиттером коммутирующего и базой силового транзисторов.