Наглядное учебное пособие для изучения счета
Иллюстрации
Показать всеРеферат
4фу„
-".- о- ф 4874Класс 42п
ОПИСЯНИЕ наглядного учебного пособия для изучения счета
К патенту Т. В. Шереметевой и Е. И. Шереметевой, заявленному 16 марта
1932 года (спр. о перв. ¹ 105479).
0 выдаче патента опубликовано 31 октября 1935 года.
Действие патента распространяется на 15 лет от 31 октября 1935 года. (266) Изобретение относится к наглядным учебным пособиям для изучения счета, с применением доски, с передвижными в ее пазу цифрами. В предлагаемом учебном пособии для получения большей наглядности обозначения цифры, в зависимости от ее разряда, дно паза доски ймеет окраску,. интенсивность которой постепенно повышается,. причем цифры выполнены прозрачными или вырезаны во вставляемых в паз пластинах. Пособие состоит из трех шарнирно соединенных досок, одна из которых, снабженная полками, служит для укладки предметов, число коих соответствует числам, изображенным на двух других досках, предназначенных для изучения метрической системы и десятичной системы счисления.
На чертеже фиг. 1 изображает вид пособия спереди, причем все три доски расположены в одной плоскости; фиг. 2 поясняет расположение частей йособия (в боковом виде) при его употреблении; фиг. 3 — вкладные .пластины и фиг. 4— набор вкладных пластин с цифрами.
Предлагаемое наглядное учебное пособие выполнено иэ трех соединенных шарнирно досок I, 11, Ш, разграфленных во,всю длину вертикальными линиями.
Доска 1 предназначена для изучения десятичной системы счисления, доска 11— метрической системы, и доска 1П, снабженная перегородками 14 с полками 7, для укладывания счетных предметов
Крайние доски 1 и 111 снабжены для удобства складывания при переноске.застежками. При употреблении пособия доска III располагается на столе 3 (фиг. 2). а доски 1 и Il свешиваются вертикально передней стороной к учащимся. Доска Г имеет углубленный помощью прокладок
4 (фиг. 2) прорезной, открытый с обеих сторон, паз 5 с окрашенным в различные тона одного и того же цвета дном 6, служащий для вдвигания и перемещенияотдельных пластин с трафаретными прозрачными или вырезаннымй цифрами 7..
На доске 1 установлен неподвижный„ отчетливо выделяющийся знак запятой 8 слегка вдающийся верхушкою в паз гА
Ниже находится свободная часть доски I для писания чисел мелом.
Верхний край паза имеет на себе надписи мест, разрядов и классов чисел (фиг. 1). Края досок I u III выполнены в виде кривой или ломаной линии 2" для создания впечатления о продолжении числового ряда.
Доска 11 снабжена таблицей 10 денежных знаков и выше — таблицей 11 метрических мер и имеет паз в виде кармана
12 для вкладывания сверху сменных вкладышей 13 (фиг. 3, 4) с требуемым названием основной единицы метрических мер. Один из этих вкладышей (метр) изображен вложенным на фиг. 1, другие:,два —:литр и грамм, изображены отдельно на фиг. 3 и 4, причем те части их, которые при вдвигании вкладышей на ачесто невидимы для зрителей — заштри:хованы, а открываемые прорезом части имеют на себе надписи требуемой меры .и дополняют характерные для метрической системы названия разрядов — со-ставных мер, имеющихся на таблице. Таким .иутем получаются сложные названия мер; например, на таблице имеется надпись „деци", а вкладыш 13 добавляет
-снизу „метр", получается „дециметр" и т. д. Целые простые единицы напечатаны заглавными буквами: МЕТР, ГРЯММ, .ЛИТР, занимающими обе линейки (на таблице в этом месте полный прорез).
В отдельном ящике помещаются вкла.дыши f3 пластины цифрами, спички, :яорох и пр. и к ним завязки или рези новые кольца и мешечки на 10, 100 и
1000 горошин, а также пластины с ме.трическими мерами всевозможных наиме нований.по 10 шт. каждой.
Пособием пользуются следующим образом. Доска Ш укладывается горизонтально на стол 3, остальные же две доски свешиваются с его края до пола вертикально по направлению к зрителю ч,фиг. 2). Затем берут произвольное количество однородных предметов (напр. спичек), которые требуется сосчитать, и ..разбивают на десятки, связывая каждый
>з пучок. Оставшиеся единицы (менее 10)
:кладут на предметную полку над названием „единицы", влево от запятой. Полученные десятки считают и соединяют по 20 шт. вместе, скрепляя в сотни. Остав;шиеся (менее 10) десятки кладут во вто:рой ряд на полку и т. и. Если остатка нет, ряд остается пустым. Каждый раз, :заполняя ряд на полке, вдвигают в паз на соответствующее место пластину, .цифра которой означает число единиц над ним. Благодаря прозрачности начертания цифры и различию тока. окраски ..дна 6 паза цифра получается в высшем разряде темнее и производит впечатление тем большей значительности, чем ,выше разряд и класс. Нули заполняют пустые места под пустыми рядами. Для
-обучения следует„, набирать любые числа
-"на полке, а учащемуся предлагать заполнять паз или наоборот. раньше выста.Влять в пазу цифры, а после на полке, равно как двигать числа по пазу вправо и влево и наблюдать положение запятой и делать необходимые перестановки,йа предметной полке. НеподвижнЫ запятая -. наглядно показывает, что двигаться она может по числу только вместе со всем прибором, со всеми его тремя частями, другими словами — на таблице она недвижима, а наоборот, число движется по таблице.
Нетрудно, рассмотрев таблицу мер на доске 11, понять применение ее и тесную связь е доской 1 и предметной полкой (доска 111), которая будет уже заполняться метрическими мерами, по возможности натуральными, или их изображениями. Предлагаемое пособие может служить также для объяснения любой системы счисления, не только десятичной, но также, напр., шестеричной, восьмеричной и т. д.— стоит лишь названия разрядов и классов заменить показателями степеней.
Чтобы избежать рассеяния внимания учащихся, могут быть применяемы заслонки в виде пластин, навешиваемых петлями на крючки, вбитые в соответствующих местах, досок. Подобные заслонки, закрывая, по мере надобности те или иные разряды пособия, дают возможность учащемуся более: интенсивно заняться проработкой какого-либо одного отдела.
Предмет патента.
1. Наглядное учебное пособие для изучения счета с применением доски с передвижными в ее пазу цифрами, отличающееся тем, что, с целью создания" наглядности значения цифры в зависимости от ее разряда, дно 6 паза доски окрашено в цвет повышающейся интенсивности, а сами цифры выполнены прозрачными или вырезаны во вставляемых в паз пластинках.
2. Форма выполнения пособия по и. 1, отличающаяся тем, что дно выпол-, нено из трех шарнирно между собой соединенных досок, из которых одна снабжена полками для укладывания счетных предметов, вторая предназначена для изучения метрической системы, а третья — для изучения десятичной системы счисления.
g3. Форма выполнения пособия по пп; 1 и 2, отличающаяся тем, что, с целыв создания представления о продолжении числового ряда, края досок выполнены в виде кривой или ломаной линии.
Тип Печатный Труа» Зак 2024ОФ