Способ производства цельнокатаных железнодорожных колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСЛНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ нц 4489I2
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства— (22) Заявлено 25.12.72 (21) 1861330/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (32) Приоритет
Опубликовано 05.11,74. Бюллетень № 41
Дата опубликования описания 03.06.75 (51) М. Кл. В 211с 7/12
ГосударственныМ комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621,735.04 (088.8) (72) Авторы изобретения
А. И. Козловский, М. И. Староселецкий, А. М. Стеценко, Ю. М. Парышев, Ю. В. Андреев, В, Н. Стальиокрицкии, М. В. Кузьмичев, В. И. Корж, Г. А. Блажнов, Н. Г. Мирошниченко, А. А. Дашкевич и В. А. Неверовский
Институт черной металлургии и Нижнеднепровский трубопрокатный завод им. К. Либкнехта (71) Заявители (54) СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ
)КЕЛ ЕЗ НОДО РОЖН ЫХ КОЛ ЕС
Изобретение относится к обработке металла давлением.
Известен способ производства цельнокатаных железнодорожных колес, заключающийся в осадке заготовки, частичном ее разгоне, прошивке центрального отверстия и формовке обода, части диска и ступицы, выполняемой перед прокаткой колеса.
При этом осуществляется частичная разгонка центральной зоны осаженной заготовки.
Центральную зону заготовки вдавливают на
10 — 15 мм внутрь с формированием углубления (наметки), служащего в дальнейшем базой для прошивки центрального отверстия.
Вдавливание центральной зоны заготовки внутрь ведется плоскостью пуансона, перпендикулярной вертикальной оси этой заготовки.
Кроме того, используется односторонняя разгонка, так как вторая плоскость заготовки располагается на плоской обжимной плите.
Недостаток известного способа заключается в том, что в готовом колесе он не обеспечивает требуемых высоких механических и эксплуатационных свойств. Это объясняется следующим.
Механические свойства изделия типа железнодорожного колеса, получаемого пластической деформацией из литой заготовки, в основном предопределяются свойствами металла после его осадки.
При осуществлении осадки заготовки по известному способу, т. е. осадки ее центральной зоны, течение металла идет от центра к перифершшой зоне. При этом грубая литая структура металла, состоящая из различно ориентированных дендритов, Нс подвергается деформации и смещается в периферийную зону заготовки, из которой впоследствии будет формироваться обод колеса. В процессе последу10 ющей операции (формовка обода, диска и ступицы) дробления грубых дендритов литой структуры не происходит, так как при этом обод незначительно деформируется.
1-1изкие механические свойства литой струк15 туры металла обода отрицательно влияют на общие свойства колеса как после его прокатки, так и после его термической обработки.
Цель изобретения — улучшение механических и эксплуатационных свойств колеса.
20 Это достигается тем, что по предлагаемому способу частичную разгонку осаженной заготовки осуществляют по ее средней зоне.
Более полный эффект получается в том слу«ае, когда частичную разгонку осаженной за25 готовки ведут плоскостью пуансона под углом к вертикальной оси этой заготовки с одновременным предварительным формированием (оформлением) обода, ступицы и диска.
Наиболее предпочтительным является угол
Зо а =- 75 — 85.
448912
Можно осуществлять одно- и двустороннюю разгонку средней зоны заготовки.
На фиг. 1 представлена схема деформирования зон металла при осадке (до и после) цилиндрической заготовки плоскими плитами (пояснение прототипа); на фиг. 2 — схема макроструктуры обода, прокатанного по известному способу колеса (прототип) при односторонней разгонке.
Схема включает зону 1 столбчатых кристаллов, зону 2 крупных случайно ориентированных дендритов с осевой зоной, пуансон 3, заготовку 4 после деформации по предлагаемому способу и калибровочное кольцо 5.
Способ заключается в следующем.
По первому варианту нагретую заготовку подвергают осадке по всей ее поверхности, после чего осуществляют одностороннюю разгонку ее средней зоны.
При этом металл средней зоны заготовки, деформируясь, течет в сторону центральной и периферийнои зон. Одновременно происходит дробление дендритов литой структуры, расположенных именно в этой зоне. После разгонки осуществляют прошивку центрального отверстия и формовку обода, части диска и ступицы, после чего ведут прокатку колеса.
По второму варианту нагретую заготовку подвергают осадке по всей ее поверхности, после чего производят одностороннюю частичную разгонку ее средней зоны. При э.ом разгонку ведут плоскостью пуансона под углом а = 75 — 85 к вертикальной оси заготовки с уклоном от ее центра к периферии.
5 Одновременно осуществляют предварительное формирование (оформление) обода, ступицы и диска будущего колеса.
Дальнейшие операции аналогичны первому варианту.
Предмет изобретения
1. Способ производства цельнокатаных железнодорожных колес, заключающийся в
1б осадке заготовки, частичном ее разгоне, прошивке центрального отверстия и формовке обода, части диска и ступицы, осуществляемой перед прокаткой, отл и ч а ю щи и с я тем, что, с целью улучшения механических и
20 эксплуатационных свойств колеса, частичную разгонку осаженной заготовки осуществляют в ее средней зоне.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что частичную разгонку средней зоны заготов2э ки осуществляют под углом а = 75 — 85 к ее вертикальной оси с одновременным оформлением обода, ступицы и диска.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что осуществляют двустороннюю разгонку
ЗО средней зоны заготовки, Фиг 2
Составитель Ю, Артемов
Редактор С. Бычихина Техред А. Дроздова Корректор 3. Тарасова
Заказ 1524!16 Изд. ¹ 547 Тираж 837 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4!5
Типография, пр. Сапунова, 2