Способ производства подготовительных работ при разработке строительных туфов открытыми работами
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Класс Sb, 41 № 4489®
У АВТОРСНО(.-СВИДЕТЕЛЬСТВО ЯА ИЗОБРЕТЕНИЕ
ОПИСЙНИ Е способа производства подготовительных работ при разработке строительных туфов открытыми работами.
К авторекому свидетельству В. И. Штундяь, заявленному 28 Февраля
1935 года (спр. о перв. № 164143).
0 выдаче авторского свидетельства опубликовано 30 ноября 1935 года. (10) Предлагаемый способ предназначен для производства подготовительных работ врубовыми машинами при разработке йртикского туфа и тому подобных месторождений строительных туфов при добыче их открытыми работами.
На чертеже фиг. 1 изображает разрез и (фиг. 2) план существующего способа разработки; фиг. 3 — разрез и (фиг. 4) . план предлагаемого способа разработки.
Добыча Нртикского строительного туфа производится открытыми карьерными работами с почвоуступным расположениемзабоев(фиг, 1 и 2). В горизонтальной плоскости пластообразная залежь туфа разрабатывается цепными врубовыми машинами 1 и откалывается ручными клиновыми работами в вертикальных плоскостях. Основным продуктом разработки туфа является штучный стандартный камень грубого окопа объемом.
0,0бб — 0,17б мв, который после придания ему формы, ручным способом, близкой к параллелепипеду, подкатывается на самый нижний уступ, служащий приемной площадкой, и оттуда грузится в вагонетки. Отходы производства, щебень, околок, бут и штыб от Йрубовых машин п ри помощи системы мостов (эстакад) откатываются в выработанное и ространство.
Обычно карьер имеет 5 — 7 рабочих уступов, общей мощностью б — 10 м, вы-! соту которых стремятся довести до 1,5 м и один горбыльный уступ, самый верхний, не эксплоатационный и дающий малый процент выхода годного штучного туфа (5 — 15N) высотой 0,5 — 5,1 як. Как правило, горбыльный уступ покрыт слоеная. чернозема и растительного грунта мощностью 0,2 — 0,8 м.
Добычные работы в большей мере зависят от успеха подготовительных ра-бот, которые на первый взгляд при своей незначительной мощности и отн ошении пустых пород к и олезному иско п аемому1:б, 1:10, не должны представлять за; труднений. В действительности оказывается, что разборка горбыльного уступа, который не имеет естествен ной линии разцела с полезным туфом, и редставляетуже значительные затруднения при разработке такового, если высота его пре-вышает 0,5 — 1,0 м. Поэтому и стремятсв: придерживаться этой -высоть1 горбыльного уступа.
Тяжелая разработка горбыльного уступа вызывается рядом затруднений-
1) верхняя поверхность горбыльного уступа после снятия растительного грунта и. чернозема имеет сильно ноздреватуюи не гладкую поверхность. которая затруд-., няет правильную расстановку клиньев;
2) туф вверхней своей части по своиьв. физическим свойствам обладает меньшим сопротивлением на сжатие и лоэтому хорошо поддается резанию врубовой машины и плохо поддается раска.лыванию клиньями;
3) неизбежное присутствие чернозема . в верхней ноздреватой поверхности, после снятия такового, не дает возможности различать трещины, которые способ-ствуют разборке;
4) туфовая лава разбита в вертикаль-ных плоскостях целым рядом трещин, жоторые образовывают многогранные призмы; верхняя часть этйх трещин . в большинстве случаев заполнена продуктом .распада туфа; заполнение трепции сильно влияет на легкую разборку горбыльного уступа. Как выше указано, туфовая лава залегает в форме пластообразной залежи .с углом падения 0 — 8 и поэтому при резании .врубовыми машинами в гори;зонтальных плоскостях (фиг. 1 и 2) через каждые 6 — 12 м теряется самый нижний уступ и увеличивается горбыль,ный до 2 м.
Производить работы при разборке горбыля, имеющего высоту 2 м, представляет уже значительные трудности; поэтому при продвижении линии уступов на 6 — 12 м необходимо разрезать горбыльный уступ на две части — на горбыльный и подгорбыльный уступы. Когда нуж но было разрезать горбыльный уступ на ..два уступа, применялись деревянные козла, покрытые досчатым настилом; на них втягивались врубовые машины и при мх помощи разрезался уступ на две
-части: на горбыльный и подгорбыльный устуйы (фиг. 1, пункт d).
Недостатки такого метода были сле.дующие:
1) работы по вскрыше и разборке горбыля не были отделены от экспло-атационных работ;
2) отходы подготовительных работ
«(земля, негодный бут, осколок) попадали
8 карьер, заваливали нижние эксплоатаа ионные уступы и тем снижалась про-изводительность рабочих и врубовых машин;
3) нельзя было скоро производить подготовительные работы (разборка горбыля задерживала движение горбыль ного уступа);
4) черезвычайно малый выход штучного
waxes — 5 — 15 из всего массива уступа; !
5) большой расход лесоматериалов и необходимость в квалифицированных рабочих для устройства козел с досчатым настилом.
Предлагаемый способ заключается в следующем. Нужно сначала, учитывая рельеф местности, провесить линию на нетронутой разработкой поверхности в 6 — 12 м от края горбыльного уступа (фиг. 3, пункт и), перебросить туда врубовую машйну, установить врубовую машину 2 с баром 3 (фиг. 4), направленным в сторону забоя 4 — 4, с перекосом ее на 5 — 10, при помощи подкладывания с одной стороны обрезков досок или старых шпал, а иногда просто туфового бута, и произвести зарубку вдоль фронта карьера по линии 1 — (фиг..3 и 4), после разборки первого подруба, где в основном машина идет по чернозему, приступают к второму подрубу. Второй подруб тоже производится с перекосом„ но тут после подруба приходится производить разборку горбыля и т. д., сзади первого подруба укладывать пути (фиг. 4) и все отходы отвозить в отвалы, образованные на флангах карьера.
При таком способе разрезывания гор.быля с обратной стороны, через определенный промежуток продвигания линии уступов (фиг. 3, пункт т) приходится разрезать эксплоатационный уступ, который в пункте и имел уже высоту 2 м и более; в этом случае замена деревянных козел с досчатым настилом произ-: водится настилом из штучного камня, скопившегося в результате разработки: горбыля между пунктами 7 — 7 в достаточном количестве для настила, скопление которого не влияет на работу эксплоатационных уступов. Йккуратно сложенные в три ряда штучные камни дают высоту, близкую к 1,5 м, и надежно выдерживают врубовую машину. При таком способе разрезывания технические показатели повысились.
Преимущества такого способа заключаются в следующем
Ц Работы по вскрыше и разборке горбыля были отделены от эксплоатационных работ.
2) Отходы подготовительных работ не попадали в карьер, что не создавало заваленности карьера и повышало производительность каменоломов.
3) Подготовительные работы возм ожно было производить быстро на большой площади.
4) Увеличился выход штучного камня из горбыля.
5) Отпала необходимость в дефицитном лесоматериале и квалифицированном кадре для устройства козел.
Результаты в отношении снижения стоимости на гербыльных работах на 1 м добытой продукции выразились (ao подсчетам на протяжении года) s ЗО—
35 кол.
Предмет, изобретения.
Способ производства подготовительных работ прн разработке строительных .туфов, открытыми работами .с приме-., нениеи врубовых цепных машин, ©тлачающийся тем, что, с целью отделения работ по вскрйше н разборке горбыли от эксплоатационных работ, в некотором расстоянии от кромки 4 — 4 (фиг. 3 и 4) карьера для зарубки нового вскрышного уступа — 1 располагают слегка наклонив врубовую машину 2 с баром 3, напра вленным в сторону забоя 4-4 карьера