Гребной вал винта регулируемого шага
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1 о
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик (11) 448985
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт, свидетельства(22) Заявлено 04.01.72 (21) 1734185/27-11 (51) М. Кл.
В 638 23/34
В 63 К 3/00 с присоединением заявки е
Государственный комитет
Совета Министров СССР оо делам нэаоретений и открытий (32) ПриоритетОпубликовано 05.11,74. Бюллетень № 41
Дата опубликования описания 24.04.75 (53) УДК 629.1.037.4 (088.8) (72) Автор изобретения
Л. Е. Аврусин (71) Заявитель (54) ГРЕБНОЙ ВАЛ ВИНТА РЕГУЛИРУЕМОГО ШАГА
Изобретение относится к судостроению.
Известны гребные валы винтов регулируемого шага (ВРШ), содержащие в носовой части насаженную полумуфту, штангу, расположенную во внутренней расточке вала и образуюшую с ним кольцевой зазор, и маслобуксу, установленную на валу и предназначенную для ввода масла под давлением в ступицу винта.
Однако в гребном валу имеется радиаль- 10 ное отверстие, а оно является концентратором напряжения. Для обеспечения надеж ности приходится увеличивать диаметр вала, что усложняет и удорожает его. Кроме того, маслобукса имеет большой вес и га- 15 бариты.
С целью повышения надежности гребного вала ВРШ при одновременном упрошении и удешевлении его маслобукса размещается на полумуфте гребного вала и выполнена с торцовым уплотнением, а для подачи мас ла от маслобуксы к ступице винта в полу муфте имеются каналы, сообшаюшиеся с
j кольцевым зазором между гребным валом и штангой. И
На фиг, 1 изображена .бесшпоночная по садка полумуфты на гребной вал; на фиг.
» »шпоночная посадка; на фиг. Д - ступи ца и гребной вал, Маслобукса 1 выполнена из двух поло- вин и установлена в пазу полумуфты 2 гребного .,вала 3. Торцовые 4 и радиальные 5 поверхности трения маслобуксы, создаюшие уплотнение по тракту масла в соответствующих зазорах между буксой и полумуфтой, покрыты антифрикционным материалом. Основной эффект уплотнения достигается по торцовым поверхностям 4, так как радиальные поверхности 5 выполняются небольшими и служат в основном для центровки буксы. При бесшпоночной посадке полумуфты полость маслобуксы сообшена с полостью ступицы 6 через аксиальные каналы 7 в корпусе полумуфты, каналы 8 между полумуфтой и подшипником штанги 9 и кольцевой зазор 10 между гребным валом и штангой 11, Масло в буксу поступает из маслобака, расположенного над ВРШ, или от постоян|, но действуюшего насоса (на чертеже не
448985
3 изображены), соединенных гибким трубоHP оводом со штуцером 12 буксы, откуда по аксиальному каналу 7, каналам 8 и кольцевому зазору 10 поступает в полость ступицы 6. Утечки масла, прошедшие по радиальным и торцовым зазорам маслобуксы сливаются через штуцер 1 3, При посадке полумуфты на гребной вал с помощью шпонок 14 маслобуксу устанав- О ливают с торца полумуфты на специальном кольце 15, жестко соединенном с полумуфтой. Масло в этом случае поступает в ступицу 6 через штуцер 12 буксы, радиальное отверстие в кольце 15, каналы
16 (шпоночные пазы) между шпонками
14 и полумуфтой 2, отверстие в кольце
15 и кольцевой зазор 10.
Предмет изобретения
Гребной вал винта регулируемого шага, содержащий в носовой части насаженную полумуфту, штангу, расположенную во внутренней расточке вала и образующую с ним кольцевой зазор, и маслобуксу для подвода масла в ступицу винта, о тличающийся тем,что,сцелью повышения надежности, упрощения и удешевления гребного вала, маслобукса расположена на полумуфте гребного вала и выполнена с торцовым уплотнением, а для подачи масла от маслобуксы к ступице винта в полумуфте имеются каналы, сообщающиеся с кольцевым зазором меж ду гребным валом и штангой.