Реверсивный механизм
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических.Республик (11) 449133 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 13.12.72(21) 1855769/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет— (51) М. Кл.
F 16 h 5/10
F 16 k 3/44
Государственный комитет
Совета Министров СССР па делам иэааретений н открытий (43) Опубликованод5 11 74 Бюллетень № 41 (53) УДК
62 1.833.6 (088.8 } (45) Дата опубликования описания 18.12.75 (72) Авторы изобретения
П. К. Бережной и Л. П. Бережной (71) Заявитель
РЕВЕРСИВНЫЙ МЕХАНИЗМ (54}
Изобретение относится к машинострое- нию, а именно к конструкции реверсивных механизмов, и может быть использовано.в транспортном машиностроении.
Известны реверсивные механизмы, содержашие маховик со смонтированными на нем сателлитами, два промежуточных концентрично установленных, солнечных колеса, промежуточный и выходной валы, и систему управления реверсом. Б этих механизмах перед реверсом необходимо обязательно снижать обороты двигателя.
Цель изобретения — реверсирование . механизма без изменения режима работы приводного двигателя.
Для этого механизм снабжен емкостями цилиндрической формы, частично заполненными жидкостью и жестко закрепленными на валиках сателлитов соосно им, внутри емкостей выполнены установленные на осях, .параллельных осям вали ков, поворотные лопатки, взаимодействующие с устройством управления реверсом, . одна половина сателлитов взаимодействует с одним солнечным колесом, передаю- J шим врашение по часовой стрелке, а дру- гая — co вторым солнечным колесом, m редаюшим ведомому валу врашения против часовой стрелки.
Устройство для управления реверсом выполнено в виде рычажной системы, ведомое звено которой содержит валы со штифаами, жестко закрепленными перпендикулярно осям этих валов, валики сател10 литов выполнены полыми и снабжены посаженными на них с возможностью врашательного движения втулками с винтовыми прорезями, в которых .перемещаются штифты устройства для управления ревер15 сом, а валы этого устройства установлены внутри полых валиков с возможностью осевого перемешения.
На фиг, 1 схематично изображен описываемый механизм, обший вил на фиг.
20 2 — разрез по A-А на фиг. 1; на фиг. . 3 — элементы конструкции устройства для управления реверсом; на фиг. 4— вид по стрелке Б на фиг 3.
Реверсивный механизм содержит ве20 душий 1 и ведомый 2 валы, маховик
449188 б
Ю
3, сателлиты 4, 5, 6, 7, два солнечных колеса 8, 9, цилиндрические емкости 10, 11, 12, 13, жестко посаженные на валиках сателлитов, поворотные лопатки 14, смонтированные в емкостях, и устройство для управления реверсом, выполненное в виде рычажной системы.
Ведушее звено рычажной системы состоит из рукоятки 15 и паука 16, лапы которого заведены в кольцевые выточки валов 17, а ведомое звено — из валов 17 со штифтами 18, которые перемешаются и, прорези 19, втулки 20, выполненной за одно целое с флянцем 21, имеющим радиальные прорези 22. Втулки 20 посажу ны скользящей посадкой на валики 23 са-, теллитов. Прорези 22 состоят иэ прямолинейного участка и участка, выполненного на винтовой линии. На одной из пар втулок винтовая прорезь располох;енл с правой стороны, а на второй паре — с левой. Сателлиты 4, 6 входят в зацепление с солнечным колесом 8, на валу которого располох.ена шестерня 24, входящая в зацепление с шестерней 25, посаженной на проме>куточный вал 26. Шестерня 27, также посаженная на вал 26, входит в зацепление с шестерней 28 ведомого валя 2. Сате.ллиты 5, 7 входят в зацепление с солнечным колесол1 9, поса>кенным на вал 29. Шестерня 30, сидяшая на противополох:.ной стороне вала
29 так>хе входит в зацепление с шестерней 28 ведомого валя 2.
При нейтральном полон;енин рукоятки
l5 лопатки 14 во всех емкостях занима.» кт поло;.ение, представленное на фиг. 2.
Если ведуний ьал 1 неподвнх ен, то жидкость„зало.яяюшая емкости 10, 1 1, 12, 13, примерно на 20-25% объема, занимает положение, которое определяется силой тяжести. При вращении ведущего вала 1 по стр - лк» (Д и нейтралълол полон.E. íèè рукоятки 15, жидкость под дейстьшем центробежных сил поднил ается вверх, и если ведомый вял 2 загруж.ен полезным сопротивление (или заторможен),то сателлиты 4, 5, 6, 7 обкатываются вокруг солнечных колес 8, 9. При перемешении рукоятки 15 вперед, валы 17, размешенные внутри валиков сателлитов 5, 7, займут крайнее левое положение, и
i штифт 18 также переместится в крайнее левое положение, в результате чего втулки 20 с фланцами 21 повернутся и установят в емкостях 10, 12 лопатки 14 в рабочее положение, врашая лопатки эа шейки 31, выполненные эа одно целое с
1кривошипом 32 и лопатками.
После поворота лопатки 14 в рабочее положение в емкостях 10, 12, посаженных на валики сателлитов 5, 7,образуются секции, перегороженные лопатками, и жидкостью увлекается во вращение сателлитами вокруг солнечного колеса 8, которое кинематически связано с ведомым ва лом 2. В результате поворота сателлитов вместе с емкостями центр тяжести жидкости смещается относительно валика сателлитов и центробежная сила, действующая на жидкость образует момент и =Г t где $-. — смещение силы F относительно сателлита. Момент М уравновесит полнос-
7 тью момент полезного сопротивления на ведомом валу 2, и последний начнет вращаться по стрелке В без скольжения по отношению к ведушему валу. При перемещении рукоятки 15 назад (реверс) валы
17 со штифтами занимают крайнее правое положение. Поворотные л>пятки 14 емкостей 10, 12 занчмают рабочее положение, и эа счет момента центробежных сил, действуюших на жидкость емкостей 11, 1 3, сателлиты 4, 6 вовлекают во врашение солнечное колесо 8, в результате чего вал 2 начинает врашаться по стрелке Г (в обратном направлении), а сателлиты 5, 7 будут вращаться в холостую, так как лопатки емкостей 11, 13 установлены в нейтральное положение.
Предмет изобретения
1. Реверсивный механизм, содержаший, ведуший вал, ведомый вал, сателлиты, валики которых закреплены на маховике, два солнечных колеса, вэаимодействуюших с
t ведомым валом посредством промежуточных зубчатых колес, и устройство для управления реверсом, о т л и ч а ю ш и Йс я тем, что„с целью реверсирования механизма без изменения режима работы приводного двигателя, механизм снабжен емкостями цилиндрической формы, частично заполненными жидкостью и жестко закрепленными на валиках сателлитов соосно им, внутри емкостей выполнены установленные на осях, параллельных осям валиков, поворотные лопатки, взаимодействующие с устройством для управления реверсом, одна половина сателлитов взаимодействует с одним солнечным колесом, передаю цим врашение по часовой стрелке, а другая — со вторым солнечным колесом, передающим ведомому валу врашение против часовой стрелки.
2. Механизм по и. 1, о т л и ч а юш и и с я тем, что устройство для управления реверсом выполнено в виде рычажной системы, ведомое звено которой содержит валы со штифтами, жестко закрепленными перпендикулярно осям этих валов, валики сателлитов выполнены подыми и снабжены посаженными на них с возможностью вращательного движения втулками с винтовыми прорезями, в которых перемещаются штифты, устройства для
5 управления реверсом) а валы этого уст— ройства установлены внутри полых валиков с возможностью осевого перемещения.
Со сто н и r v.;,:. " ., Г. -ц. о;:;,.;
Релактор B.дv6o6er Техре: ""."" кт" р Л,Брахлина о j
Заказ g g Изд. %,-1д;, ";црак;
Г3одпнсцое
1111ИИПИ Госуаарство-, ао: о:;:;::::;".,:: .. та ...1.:;:астоов СС(:Р
110 dt .!ДА Hd(орс- с!.!i,л ; ;о: ..(., (яр
_#_ .êêâç. 13%5,. Раущ r„"p
Г1редприятие «Г1дтент:>, IW иа. Г-5о, 1зс,>ехкконскал еао,, 24