Тренажер для обучения операторов систем управления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

} СЕ .ОЮЗ}тАЙ

Я- и от и

ОДИ ИЗОБРЕТЕНИЯ (1)) 449364 (61) Зависимое от авт. свидетельства— (22) Заявлено 04. 07. 73 (21) 1938708/18-24 (51) М. Кл. С 09b 9/00

d с присоединением заявки ¹â€”

Государстоеииый комитет

Саовто Мииистроа СССР па делам изооретеиий и открытий

}",о2) Приоритет

Опубликовано 05.ц.74 Бюллетень № 41

Дата опубликования описания yg p4 75 (5 ) Д1< 621.3.068.8 (088. 8) В. И. Гаркни, А. А. Демидов, Ю. В Завгородний

В. А. Комиссаров и Г. Д. Непочатов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

1

Изобретение относится к области авто- матики и вычислительной техники в частности к техническим средствам для группового и индивидуального обучения операторов автоматизированных систем управления и контроля за обучением.

Известные технические средства обучения и контроля за обучением операторов автоматизированных систем управления обладают ограниченными возможностями при реализации большого числа алгоритмов работы операторов. Кроме того, они требуют различных конструктивных и схемных доработок при необходимости введения непредусмотренных заранее задач и отдельных операций, а также не обеспечивают достоверности оценок.

11елью изобретения является создание универсального тренажера с использованием l3BM, позволяющего производить обу- 2(} чение по адаптивным программам и объективно проводить контроль за обучением операторов, т. е. повысить эффективность обучения.

Эта цель достигается тем, что в трена- р5 жере блок моделирования системы управления соединен через блок преобразования

1 информации с IIBM, подключенной к блоку команд и индикации и блоку задания неисправностей.

Это позволяет эффективно синхронизировать весь комплекс обучения и контроля в

Блок-схема предлагаемого устройства представлена на чертеже.

Тренажер состоит из пультов обучаемых 1 и преподавателя 2, блока модели-, рования системы управления 3, блока команд и индикации 4, блока памяти и регистрации 5, блока задания неисправностей 6, IIBM 7 и блока преобразования информации 8.

Пульт преобразователя 2 служит для дистанционного управления индивидуальными пультами обучаемых 1, блоком моделирования системы управления 3, блоком задания неисправностей 6, IIBM 7, блоком команд и индикации 4. На пульте преподавателя 2 отображаются ход обучения и ошибки операторов, а также пред-»

449364

5 ъ

l5

35

45

3 ставляется функциональная схема изучаемой системы автоматического управления, осушествляется набор неисправностей и индицируется характер и место неисправностей в изучаемой системе. Таким образом, состояние, в котором находится аппаратура, а также ход учебного процесса полностью отражены на пульте преподавателя 2, с которого в любое время можно корректировать ход занятия.

Блок задания неисправностей 6 представляет собой логический узел, выходы которого соединены с входами блока моделирования системы управления 3 и

UBN 7.

При обучении операторов на заключительном этапе обучения для исключения субъективного подхода преподавателя к оценке каждого оператора блок задания неисправностей 6 производит генерирование случайных чисел, которые определяют коды неисправностей в системе. Управление блоком 6 осушествляется также и от UBN

7 в соответствии с программой обучения.

Блок преобразования информации 8 представляет собой блок логических элементов, служаших для согласования выходов блока моделирования системы управления 3 с входами ЦВМ 7, работающей в мультипрограммном режиме в реальном масштабе

/ времени. Память и быстродействие UBN 7 позволяют использовать ее при обучении больших групп операторов. В память машины заложены обучаюшие программы и инструкции по отысканию и устранению неисправностей в системе.

Блок памяти и регистрации 5 хранит информацию о процессе обучения. Он содержит печатаюшее устройство для записи всех ошибок операторов, времени выполнения операций, процентного соотношения правильных и неправильных ответов, а также количественных и качественных характеристик, необходимых для внесения коррекции в процесс обучения.

Блок команд и индикации 4 представляет собой комплекс узлов дня представления информации, таких как программный магнитофон, оптико-проекционная, электронно-акустическая аппаратура и коммутируюшие элементы для выдачи информации на пульте обучаемых 1 и преподавателя 2..

Обучение с помощью тренажера прово1 дится следуюшим образом.

Преподаватель с пульта 2 вводит в блок моделирования системы управления 3 начальные условия, соответствуюшие исходному состоянию системы в соответствии с задачами тренажа.. Затем включается блок команд и индикации 4, который выдает пояснительную часть занятия и ко.манду на начало работы. По этой команде обучаемые начинают отрабатывать соответствующие операции на блоке моделирования системы управления 3, изменение состояния которого через блок преобразования информации 8 вводится в UBM 7, производяшей анализ в соответствии с npotl граммой идеального" оператора . Информация о правильных ответах поступает в блок памяти и регистрации 5, а также в блок команд и индикации 4, с выхода которого она передается на пульты 1и2.

При наличии отклонений от программы идеального оператора" UBM 7 анализирует их и в зависимости от числа ошибок операторов и значимости этих ошибок обучаемым выдается зрительная и слуховая информация одновременно (синхронно).

Эта информация в зависимости от качества ответа может содержать наводяшую

"подсказку: или разъяснение с показом правильности выполнения операции, или ссылку на соответствуюшие материалы для повторения, а также дополнительные вопросы, на которые обучаемые должны ответить с помощью пульта 1. В зависимости от степени усвоения материала (точности и скорости работы на аппаратуре) выставляется оценка и на блок 5 выдается вся информация о проведенном занятии: места ошибок, процент правильных ответов обучаемых, время выполнения операций и другая информация, необходимая для статистической обработки и корректировки учебного процесса. Кроме того, UBM 7 программным путем определяет ошибки из-за неисправностей тренажера, что повышает эффективность обучения.

Преподаватель с пульта 2 управляет всем ходом учебного процесса, следит за правильностью выполнения операций и в зависимости от цени занятия может вводитьсоответствуюшие неисправности или создавать аварийные ситуации в изучае мой системе управления с помощью блока задания неисправностей 6, которым может управлять UBN 7. При этом сложность вводимых неисправностей в аппаратуре регулируется UBM 7 и выдается операторам, исходя из анализа их ответов.

449364

Предмет изобретения

Тренажер для обучения операторов систем управления, содержаший последовательно соединенные пульты обучаемых и преподавателя, подключенные к блоку моделирования системы управления и к блоку команд и индикации, соединенному с блоком памяти и регистрации, а также блок задания неисправностей, соединенный с пультом преподавателя и с блоком мо, делироаания системы управления, цифровую вычислительную машину, подключенную к пульту. преподавателя и к блоку памяти и регистрации, и блок преобразования инфор5 мании, о т л и ч а ю tl1 иH и с я т еeмM, что, с целью обучения операторов по адаптивным программам, в нем блок моделирования системы управления соединен через блок преобразования информации с цифровой

)p вычислительной машиной, подключенной к блоку команд и индикации и к блоку зада- ния неисправностей.

/8 У

456 цикл:i 1 и 1 i }i ii

1(одннсное (осi нии /, pi ндк цр )1., и с хннн н, 1, н! lllllllI Ill l oc).:iiilii в =ни

i!i) НиЛН И

Мочкин, 11

1! (н!I нр >п н .(1ii I нн1>i онн катыниi i Сини а Мини рои (Х(.( нидерл инин и <лкрыгнй

3!(3"., ûóøжаи ннб., 4

Москнн, 1 Б!>, 1! fii жни)ик;151 иаб, 24