Прибор для проверки профиля зубцов конических колес методом обкатки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 42 b, 2

РРо фЩ

АВТОРСКОЕ .СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ ярибора для проверки профиля зубцов конических колес методом обкатки.

К авторскому свидетельству Я, A. Калашникова, заявленному 20 марта

1935 года (спр. о перв. № )65733).

О выдаче авторского свидетельства опубликовано 30 ноября l935 года.

В то время, как поверка профиля зубцов цилиндрических .колес вошла в широкое применение и считается необходимой при высших классах точности, конические колеса не имеют еще соответствующей удовлетворительной аппаратуры, несмотря на растущее повыше,ние требований.

Предлагаемый прибор предназначается для восполнения указанного проб ела.

На чертеже изображен общий вид предлагаемого прибора для проверки профиля . зубцов. конических колес методом обкатки.

Прибор построен на принципе обкатки торцевой поверхности диска 1 материализованным основным конусом колеса и замера отклонений профиля зуба от получаемой сферической эволь- венты.

Диск 7 свободно, но без зазоров, сидит на оправке 2, принадлежащей к станине 3 так, что он может на ней свободно вращаться как на оси. Ста-. нина 3 снабжена кронштейном 4, несущим стойку 5, направляющую плунжер б, прижимающий, в свою очередь, головку 7 вала 8 к торцу оправки 2 опорною призмою 9. Благодаря такому устройству ось возможного качания вала 8 может быть точно фиксирована по диаметру диска 1, перпендикулярному к самому валу 8.

Последний укреплен в раздвижной раме 10, прижимаемой к диску пружиной 11. Если на вал 8 насадить как испытуемое колесо 12 (за пределами диска), так и каток 13 в вйде усеченного конуса (материализованный основной конус колеса), причем, согласно изложенному, последний окажется туго прижатым к диску 1, то при вращении последнего всякая точка, лежащая в рабочей плоскости диска, начнет описывать в пространстве относительно вращающегося под влиянием трения конического катка 13 сферические эвольвенты, зависящие только от расстояния рассматриваемой точки от центра диска и в точ-— ности совпадающие с теоретическим профилем зубьев колеса. Если в такой точке поместить пуговку индикатора 74, закрепляемого в пазу 15 диска 1, то отклонения стрелки непосредственно укажут погрешности профиля.

Для возможности ограничения минимумом количества дисков для разных колес без недопустимого увеличения консоли (т. е. отстояния колеса от конуса) удобно придать диску спиральное. - очертание.

Так как для проверки полного профиля требуется лишь небольшой угол, то изменение радиуса в его пределах несу-. щественно (перекрывается неизбежным зазором между конусом и колесом), тогда как с другой стороны на целом обороте разность диаметров может быть вполне достаточной для перекрытия целого ряда,.

Само собою очевидно, что вместо того, чтобы вращатьдиск 1 за рукоятку 7á, укрепляемую в том же пазу 15, что и индикатор 14, можно переконструировать систему так, чтобы диск оставался неподвижным, а конус обкатывал его в про.. странстве. Конический каток 73 может быть заменен шаровым поясом, что приведет, с одной стороны, к возможности использования одного такого пояса на целый ряд различных колес, но с другой стороны повлечет за собою в ряде случаев уже указанное увеличение консоли для шестерни. Ясно, что в этом случае линейное касание с диском по образуюшей конуса деградирует в точечное.

П р e д м е т и з о б р е т е н и я.

1. Прибор для проверки профиля зубцов конических колес методом обкатки, отличавшийся тем, что паз 15 для закрепления собственного мерительного приспособления (например, индикатора 14) выполнен в виде спирали с целью использования отдельных участков последней при измерении зубчатых колес различных размеров.

2. B приборе по п. 1 применение свободно вращающегося на оправке 2, несущей опорную призму 9, диска 1 и качающейся на указанной призме 9 и прижимаемой к диску 1 пружиной 11 рамы 70, несущей вал 8 шестерни и катка 13, выполненного в виде конуса или сферического пояса.

Тип. „Печатный Труд". Зак 6497 — 400