Роторный погрузочный орган щита для проходки тоннелей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
сй
° I
1фт д
ОПИС
ИЗОБРЕТЕНИЯ 1п 450868
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ,f о (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 13.04.73 (21) 1907416/29-14 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 25..11.74. Бюллетень М 43
Дата опубликования описания 29.04.75 (51) М. Кл. Е 01g 3/02
Государственный коА1итет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 624.191.6: .621.869.3 (088.8) (72) Лвтор изобретения
В. П. Самойлов (71) Заявитель Научно-исследовательский институт оснований и подземных сооружений
Госстроя СССР (54) РОТОРНЫЙ ПОГРУЗОЧНЫЙ ОРГАН ЩИТА
ДЛЯ ПРОХОДКИ ТОННЕЛЕЙ
Изобретение относится к тоннелестроению, в частности к роторным погрузочным органам щитов для проходки тоннелей, предназначенным для механизации погрузки породы в забое.
Известны роторные погрузочные органы щитов для проходки тоннелей, включающие смонтированную на роликовых опорах внутреннюю подвижную обечайку с накладными элементами зубчатого зацепления и консольно прикрепленными со стороны забоя ковшами двухстороннего действия, каждый из которых состоит из лобовой и задней стенок, днища с ножом и сплошной разделительной стенки.
При вращении такого роторного погрузочного органа в одну из сторон каждым его ковшом захватывается грунт, объемом менее половины объема внутренней полости ковша (поскольку вторая половина в этом случае оказывается нерабочей) . В таких роторных погрузочных органах повышение производительности погрузки невозможно без увеличения габаритных размеров ковша. Последнее же приводит к загромождению призабойного пространства щита, ухудшает условия доступа к забою и осмотр роторного погрузочного органа. Кроме того, в процессе работы известного роторного погрузочного органа на внутренние поверхности ковшей налипает грунт, что еще более уменьшает их полезную емкость и требует остановки погрузочного органа для их очистки.
Целью изобретения является создание та5 кого роторного погрузочного органа щита для проходки тоннелей, который обеспечил бы возможность увеличения производительности погрузки при сохранении габаритных размеров ковша и очистки ковша без остановки по10 грузочного органа.
Для этого разделительная стенка каждого ковша выполнена в виде эластичной, например резиновой, мембраны, шарнирно закрепленной на стержнях, причем каждый стержень
15 со стороны, обращенной к центру поперечного сечения щита, смонтирован в прорезях лобовой и задней стенок с возможностью возвратно-поступательного перемещения в направлении, перпендикулярном радиусу поперечного
20 сечения щита, а с противоположной стороны — закреплен в этих стенках неподвижно.
На фиг. 1 изображен роторный погрузочный орган, размещенный в щите, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, вид со стороны забоя;
25 на фиг. 3 — ковш роторного погрузочного органа, вид со; на фиг. 4 — то же, продольный разрез.
Роторный погрузочный орган щита для проходки тоннелей включает внутреннюю под30 вижную обечайку 1 с накладными элемента450868 ми з б чатого з-цепления 2, которая смонтирогана:ia роликовых опорах 3 радиального деиТ ствия, укрепленных па корпусе щита 4. К внутренней подвижной обечайке 1 со стороны забоя консольно прикреплены ковши о двухсторо.него действ."я. Сбечайка 1 взаимодействует с роликовыми опорами 6 осевого действия, которые «оспринимают продольные усилия, передающиеся па обечайку 1. Вращение обечайки 1 осуil,åñTRëÿåòñÿ с помогцью пригода 7.
1 аждый ковш состоит из лобовой степки 8, снабженной заостренными элементами 9 наклад."юго обрамления, задней стенки 10 с эле ментами 11 жесткости и накладкой 12, днища
13 с ножом 14, усиленного листом 15 и ребрами 16 жесткости, и разделительной степки 17.
Разделительная стенка 17 кахкдого ковша 5 выполнена в вн,,е эластичной, например резиновой, мембраны 18, шарнирно закрепленной хомутами 19 и 20 ца стержнях 21 и 22. Стержень 21 смонтпрî >= ií с возможностью возврат о-поступательного перемещения в прорези 23 лобовой стспки 8 и задней стенки 10, а стержень 22 закреплен в этих стенках не. одвпжно. К стер> ll.и 21 закреплен закрылок
24, выполненный нп то и<ого стального листа.
Работа роторпого погрузочного органа осуществляется следующим образом.
При включении привода 7 начинает вращаться внутренняя подвижная обечайка 1 (на фиг. 2 показано вращение по часовой стрелке). При этом грунт, находящийся в лотковой части щита 4, подхватывается ножом 14 и по днищу 13 поступает во внутреннюю полость г ковша 5. Поступающий во внутрь ковша о грунт своим давлением изгибает эластичную мембрану 18 и перемещает ее край, шарнирно закрепленный па стержне 21, который поступательно двигается в прорезях 23 лобовой стенки 8 и задней стенки 10 до упора в противоположный от направления вращения торец прорезей 23.
При подъеме в процессе дальнейшего вращения внутренней подвижной обечайки 1 ковша 5 в крайнее верхнее положение грунт из внутренней полости ковша 5 высыпается в наклонный лоток 25 и оттуда поступает на конвейер-перегружатель 26.
После прохождения ковшом 5 крайней верхней точки, стержень 21 с шарнирно закреплен5 ным на нем краем мембраны 18 под действием собственного веса начинает поступательно в направлении вращения обечайки 1 двигаться в прорезях 23 лобовой стенки 8 и задней стенки 10 до упора в торец прорезей 23, бла10 годаря чему из ковша 5 выбрасываются оставшиеся частицы грунта. При этом свободн.»е края эластичной мембраны 18 скользят по внутренним поверхностям лобовой стенки 8 и задней стенки 10, очищая их от налипших ча15 стнц грунта.
При вращении внутренней подвижной обечайки 1 в нротивоположну1о от первоначальной сторону очистка ковшей 5 происходит еще более эффективно, поскольку эластичная
20 мембрана 18 под действием давления грунта также изгибается в противоположную сторону.
Предмет изобретения
Роторный погрузочный орган щита для проходки тоннелей, включающий смонтированную на роликовых опорах внутреннюю подвижную обечайку с накладными элементами
30 зубчатого зацепления и консольно прикрепленными со стороны забоя ковшами двухстороннего действия, каждый из которых состоит из лобовой и задней стенок, днища с ножом и сплошной разделительной стенки, о т л и ч а ю35 шийся тем, что, с целью обеспечения возможности увеличения производительности погрузки и очистки ковша, разделительная стенка каждого ковша выполнена в виде эластичной, например резиновой, мембраны, шарнир40 но закрепленной на стержнях, причем каждый стержень со стороны, обращенной к центру поперечного сечения щита, смонтирован в прорезях лобовой и задней стенок с возможностью возвратно-поступательного перемещения
45 в напревлепии, перпендикулярном радиусу поперечного сечения щита, а с противоположной стороны — закреплен в этих стенках неподвижно.
450868
@us. сс Рог .з
Составитель Н. Туренский
Техред А. Дроздова
Корректор М. Щипкова
Редактор А. Морозова
Типография, пр, Сапунова, 2
Заказ 104717 Изд,. №. 505 Тираж 565 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская нао., д. 4/5