Устройство для контроля величины взрывозащитной щели подшипникового узла электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
пп 4544I5
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН И Я
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 06.10.72 (21) 1835477/24-7 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 25.12.74. Бюллетень № 47
Дата опубликования описания 27.01.75 (51) М. Кл. G Olb 7/14
Н 02k 15/00
Государственный комитет
Совотв Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.317.39:
:531.717.55 (088.8) (72) Авторы изобретения
А. И. Андрейченко, В. Д. Главный и Л. И. Швецов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ВЕЛИЧИНЫ
ВЗРЪ|ВОЗАЩИТНОЙ ЩЕЛИ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение отчосится к электромашиностроительной промышленности, в частности к контролю надежности взры воз ащищенных электрических машин.
Известны устройства для контроля величины взрывозащитной щели подшипникового узла электрических машин, содержащие электропроводный датчик, запрессованный в пластмассовую капсулу, закрепленную па фланце корпуса подшипника и прижатую к валу электродвигателя. Однако такие устройства могут только контролировать критический износ подшипника (когда пластмасса изотрется, произойдет замыкание датчика с валом двигателя и замкнется цепь исполнительного органа).
Кроме того, трудно выбрать необходимый зазор между электропроводным датчиком и валом двигателя, так как надо знать точность деталей узла, точность технологии сборки, деформации от нагрузки и т. д.; а в случае внезапного отказа (разрушение сепаратора и заклинивание) устройство не сработает.
Цель предлагаемого изобретения — обеспечение постоянного и надежного контроля величины взрывозащитной щели подшипникового узла при работе электрической машины.
Для этого токопроводящий датчик закреплен в подшипниковом узле так, что один его неизолированный конвц расположен заподлицо с поверхностью взрывозащиты, а контролируемая щель через второй конец датчика включена в искробезопасную цепь исполнительного органа как переменное сопротивле5 .ние.
Кроме того, электропроводящий датчик выполнен в виде кольца, изолированного от металлических частей машины.
На чертеже показано предлагаемое устрой10 ство.
В подшипниковый щит 1 вмонтирован электропроводный датчик 2, которьш отделен от металлических частей электрической машины изоляционной капсулой 3. Неизолированный
15 конец датчика 2 выполнен загодлицо со взрывозащитной поверхностью щита 1 в зоне взрывозащитной щели 4, образованной взрывозащитным кольцом 5 и подшипниковым щитом 1.
Электропроводньш датчик 2 подсоединен к ре20 лс сопротивления бесконтактного контроля зазора (на чертеже схема реле не показана).
При работе электрической машины .изнашиваются элементы подшипникового узла, напри25 мер, при износе беговых дорожек обойм подшипника 6 уменьшается взрывозащитная щель
4. При дальнейшем износе или внезапном разрушении элементов узла (сепараторных колец) возможны такие случаи, когда поверхно30 сти взрывозащиты плотно прилегают друг к
454415
Предмет изобретения реле ибления таитного ля,уа,зарс
Составитель И. Днепровская
Редактор Н. Козлова Техред 3. Тараненко Корректор О. Тюрина
Заказ 37/11 Изд. № 209 Тираж 760 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 другу, и поэтому интенсивно изнашиваются или затираются с,нарушением взрывозащиты, При износе шариков или роликов подшипника, поверхностей щита или вала под скользящей посадкой обойм подшипника также возможны указанные случаи.
По данным исследований, проведенных при разработке устройства, установлено, что при снижении переходного сопротивления среды, характерной для взрывозащитной щели в условиях эксплуатации, на грани соприкосновения поверхностей взрывозащиты, при переходном сопротивлении между ними менее 30 ком, реле сопротивления надежно срабатывает и отключает электрическую машину.
Устройство может также использоваться при проведении исследований состояния взрывозащитной щели в условиях различных смазок, при различных воздействующих факторах, как, например, механическая, нагрузка, тепло, увлажнение и другие.
1, Устройство для контроля величины взрывозащитной щели подшипникового узла элек5 трической машины, содержащее токопроводящий, изолированный от металлических частей машины датчик, неподвижно закрепленный над подвижной контролируемой поверхностью и подключечный к исполнительному органу, 10 о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с .целью повышения надежности и обеспечения постоянного контроля при работе электрической машины, токопроводящий датчик закреплен в подшипниковом узле неизолированным концом запод15 лицо с поверхностью взрывозащиты и подключен к исполнительному органу, например реле сопротивления, через воздушный зазор взрывозащитной щели.
2. Устройство по п, 1, отличающееся
20 тем, что токопроводящий датчик выпопнен в виде кольца.