Калориметрический способ измерения тормозной способности твердых материалов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
о тгтт е" к-" - Д- и е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ пц 4545I7
Союз Советски, т
Социалистических
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 25.06.73 (21) 1933480/26-25 с присоединением заявки (32) Приоритет
Опубликовано 25.12.74. Бюллетень № 47
Дата опубликования описания 20.02.75 (51) М. Кл. 6 01t 1/12
Государственный комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 539.1.074 (088,8) ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
В. В. Бочкарев, В. А. Валицкий и Е. А. Вайнер
Институт биофизики Министерства здравоохранения СССР (71) Заявитель (54) КАЛОРИМЕТРИЧЕСКИЙ СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ
ТОРМОЗНОЙ СПОСОБНОСТИ ТВЕРДЫХ МАТЕРИАЛОВ
Изобретение относится к экспериментальной физике, в частности, к способам измерения тормозной способности твердых материалов, и может быть использовано для измерения тормозной способности твердых с ед, облучаемых заряженными частицами.
Известен способ определения тормозных способностей различных материалов, основанный на использовании расчетных зависимостей.
Для экспериментального определения тормозной способности, как правило, применяют калориметры. В этом случае последовательность операций такова: сначала измеряют энергию пучка заряженных частиц с помощью калориметра-коллектора; далее то же самое повторяют, помещая на пути пучка, перед калориметром-коллектором, тонкую фольгу из исследуемого материала; тормозную способность определяют как отношение разности первого и второго измерений к количеству частиц, измеренных этим же калориметром-коллектором.
Ошибка измерения тормозной способности при исследованиях на тонких фольгах разностным методом 8%.
Цель изобретения — повысить быстродействие и точность измерения.
Поставленная цель достигается тем, что изменение энергии частицы при прохождении ее через исследуемый материал образца определяют по отношению одновременно сформированных сигналов, один из которых, пропорциональный изменению энергии, снимают непосредственно с образца толщиной существенно меньшей длины пробега частиц в данном веществе, а второй снимают с цилиндра
Фарадея, измеряющего полное число частиц, прошедших через образец. т0 Погрешность при измерении тормозной способности предлагаемым способом +3%.
На чертеже изображена схема измерения тормозной способности твердых материалов с помощью калориметра, где 1 — поглотитель
15 калориметра, представляющий собой цилиндр, состоящий из трех таблеток, 2 — нагреватель из нихрома в изоляции, намотанный на среднюю таблетку челночным способом, омическое сопротивление которого 500 ом; 3 — терми20 стор типа МКМТ-16; 4 — стабилизированный выпрямитель для питания термистора, нагруженный на высокостабильное сопротивление с целью высокой стабилизации тока; 5 — эталонное сопротивление, на котором проверяется
25 стабильность тока в цепи термистора; 6— мост потенциометр Р307 для регистрации изменения напряжения на термисторе, пропорционального изменению его сопротивления за время нагревания; 7 — фотоэлектрический уси30 литель Ф116/1, используемый в качестве нуль454517
Предмoт изобретения
Составитель И. Авчиев
Рc;,ак-.ср О. Сте1.ипа Техред Т. Яироиова Корректор T. Добровольская
Заказ 204)12 Изд. ¹ 260 Тираж 678 ПОДПИСНОЮ
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР
1.0 Lc;1;i l пзоорегcløë и (ткрытий
Москва, К-35, Раушская наб., д. 4!5
Типография, пр. Сапунова, 2 ппдпкатОра на Р307; ." — самопишущий прииор 1- 349; 9 — цилиндр Фарадея; 10 — ампер". р, 1 .Окязывя101цин г!Олныи ток пу 1кя, прошсдшии через г!оглотитсль; 11 — коллиматор.
Способ излюстрирустся примером измерения тор .Озно!! способности графита.
Кя,!!Ори:!етр с топки:. Ног.!о!!!телего из исследуемого материала (графита), помещен,ный в цилип,р Фарадея, устапавлива!от на пути i.у;1;а. Зятем проводят нзмсреппс изменения пагряжспня Iia тсрмисторс по с.,е,ie, представ loHIIo I Ii2 ioð l ñû ., и одновременно проводят из..срспие тока заряженных част!!и, 1гро под чн:c через пог .оти-.ель. 1!Осле этG."о
ilp0I.oдят расчет "-,1,10ðãèè, поглощенной в поглотитслс, при прохождгнии ",åðåç него заряженных част.:!ц, используя заранес полученную прн кал: бровке конс "апгу калорп ..стра и, Ilè коне:I> р яссчитыв а!От Тор. I03IIvIQ сг!ОсобI I o c T h д я и н 0 ГС м я т е р и 1 л я, п 0 л у ч е н н у 10 к а к ч ястнос от деления величины энергии на ток заряжен! ых частиц. Полученная тормозная спо- собпссть графита составляет 1,67 Мэв см,1г, табличные данные — 1,632 Мэв см /г.
Калориметричсский способ измерения тормозной с! Особности твердых материалов при облучении их пучком заряженных частиц с помощью снятия сигнала, пропорционального
10 изменению температуры материала, о т л и, а ю шийся тем, что, с целью повышения быстродействия и точности измерения, изменснпс энергии частицы при прохождении ее
:срез исследуемый материал образца опреде15 л>1ют по отношению одновременно сформированных сигналов, один из которых, пропорциональный изменению энергии, снимают непосредственно с Образца, толщиной существенно меньшей длины пробега частиц в дан20 ном веществе, а второй снимают с цилиндра
Фарадея, измеряющего полное число частиц, прошедших через образец.